Хранители Родного Языка

Информационно-познавательный портал для носителей и всех, кто интересуется северо-западным наречием марийского языка

25 января 2018

О марийской святыне

В библиотеке МарНИИ есть книга С. К. Кузнецова «Поездка к древней черемисской святыне, известной со времен Олеария», изданная в 1905 году. Автор очень подробно излагает о верованиях марийцев к Лемде Курык Кугуза (Чимбулат). Далее ученый-краевед С. К. Кузнецов рассказывает о встрече со стариком, 73-летним Никитой Афанасьевым, очевидцем и участником взрыва Чимбулат-камня. Вот что поведал ученому старожил: «Собрали нас, здоровых мужиков, около сотни. Кто с топором, кто с ломом. Вокруг нас — вооруженные исправники на лошадях. К вечеру у подножья каменной горы еле-еле выкопали 3 ямы   шириной  некоторое время так громыхнуло, что земля под нами зашаталась. Кругом — дым, пыль. А когда все затихло, увидели: тот самый камень — утес, где марийцы молились,раскололся на несколько глыб величиной с деревенскую избу. Зачем надо было взрывать  такую  красоту природы? Ведь марийцы вреда не делали своим молением, верой». А виновниками уничтожения этого народного памятника были миссионер Покровский, Котельничский и Уржумский исправник Поздняков и Давлет-Кильдеев. Действовали по указанию митрополита Филарета. Сначала уничтожили мост через Немду, а потом в 1828 году взорвали святилище Чимбулата. Этим они хотели показать, что ни мост (говорили, по нему Чимбулат проезжает, поэтому мост святой), ни камень не таят в себе сверхъестественной святой силы. Такова эта история. Теперь уж никто не увидит тот камень — площадку жертвоприношения высотой 7 саженей и шириной 11 саженей (сажень — 2,13 метра), аккуратную каменную лестницу, ведущую к нему. Но люди ходят и, наверное, просят, чтоб богатырь и заступник Чимбулат проснулся и помог своему народу возродиться и окрепнуть, сохранить величие родной земли.

Существует два варианта легенды о Чимбулате.

Один записан Н. Телешовым в 1919 году со слов марийских старожилов («Избранные сочинения» т. II, Москва, 1956 год). Согласно этой легенде Чимбулата напрасно вызывали из могилы и прогневали ребятишки.

Второй вариант легенды описан в книге Кима Васина («Сабля Атамана» в рассказе «Чимбулат могучий», М., 1964 г.). Согласно второму варианту, нашелся предатель среди марийского народа и за деньги зря вызвал богатыря из могилы, лишив тем самым марийцев покровительства своего защитника.

На берегу реки Немды до начала 80-х годов стояла деревня с одноименным названием Чимбулат. Каждый житель знал лесную тропу к чудо-камню, учащиеся Колянурской школы ходили в походы на могилу Чимбулата, посещали ее и многочисленные туристы. Сейчас деревни уже нет, тропа едва заметна, камни затянуло зеленым мхом. Но марийцы, как могут, сохраняют святое для них место, ставят вешки, огораживают жердочками. Верили и верят, что поможет Чимбулат, даст людям силы пережить лихую годину, обрести былое величие России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *