Хранители Родного Языка

Информационно-познавательный портал для носителей и всех, кто интересуется северо-западным наречием марийского языка

Финно-угорский мир

Неофициальный гимн финно-угров на 12 языках – песня Revontulet

 

Музыканты из четырех стран сочинили финно-угорскую песню дружбы — неофициальный гимн финно-угров. Песня Revontulet (финск. — Северное сияние) звучит на 12 языках — в ней есть как куплеты на широко распространенных финском, венгерском и эстонском, так и находящихся на грани исчезновения ижорском и саамском.

В создании Revontulet приняли участие более трех десятков энтузиастов из Финляндии, Эстонии, Венгрии и России.

Основа для будущего хита была сделана в Екатеринбурге: текст песни лидер хантыйской рок-группы H-Ural Юван Зайцев написал вместе с поэтессой Эмилией Горонковой, автором музыки стала уральский композитор Ингрид Герулайтис.

Сюжет песни прост. «Родиной финно-угров считается Сибирь. Многие из них живут в северных широтах, поэтому мы решили, что «местом сбора» должно быть Заполярье», вспоминает Юван: «По ходу песни герои зовут друг друга, чтобы вместе ехать зажечь северное сияние. В припеве же мы решили перечислить самоназвания финно-угорских народов: это тоже способ получше узнать друг друга».

Записана Revontulet в Петрозаводске, аранжировку сделал петербургский музыкант Георгий Мажуга, а «живые» партии записали участники петрозаводской группы D’Airot: гитарист Григорий Зимин, басист Роман Ершихин и барабанщик Игорь Сахаров.

Источник: http://www.ethnoinfo.ru

 

Народы уральской языковой семьи: общий путь

Огромные территории Евразии – от Фенноскандии и Карпато-Дунайского региона на западе до Таймыра и Алтая на востоке – издревле населяют народы, говорящие на языках уральской языковой семьи. Это финно-угры – финны, эстонцы, карелы, вепсы, ижоры, ливы, водь, саамы, мордва, мари, удмурты, коми, коми-пермяки, венгры, ханты и манси. И самодийцы – ненцы, энцы, нганасаны и селькупы.

Численность этих народов на общем фоне населения Европы и Сибири невелика – около 25 миллионов. Но они представляют необыкновенно яркий и репрезентативный в евразийском масштабе спектр культур: от западноевропейской лютеранской культуры финнов и эстонцев до культуры нганасан и селькупов, представляющей архаичный хозяйственный тип охотников на дикого оленя и сохранившей классический сибирский шаманизм.

Честь открытия языкового и генетического родства уральских народов принадлежит учёным, в первую очередь – лингвистам. Однако ещё в Средневековье путешественники, участники торговых и военных экспедиций отмечали сходство в языках и обычаях расселённых на разных территориях народов: викинги, совершавшие в IX-XI вв. набеги на прибрежные районы северной Европы, сопоставили финский и саамский языки; венгерский монах, путешествующий в ХII в. по Волге, обнаружил там язычников, говоривших по-венгерски.

В XV в. итальянский гуманист Энео Сильвио Пикколомини (впоследствии папа Пий II) впервые высказал гипотезу о родстве венгров с манси и ханты. В XVII в. немецкий учёный Готфрид Лейбниц уже писал о финно-угорской общности. Под влиянием его идей западноевропейскими и российскими учёными, языковедами-любителями стали создаваться многоязычные сопоставительные словари, подготовившие базу для научных исследований.

В конце XVIII в. венгерскими учёными Я. Шайновичем и С. Дьярмати впервые на основе этимологии и грамматических элементов было научно обосновано родство ряда языков, которые мы теперь называем уральскими. Их дело в XIX в. продолжила плеяда талантливейших финских, венгерских, немецких, русских учёных (М. А. Кастрен, Э. Н. Сетеле, Ю. Вихман, А. Каннисто, К. Карьялайнен, А. Регули, Б. Мункачи, Й. Буденс, А. А. Шахматов, Д. Н. Анучин, А. И. Соболевский, Н. Н. Харузин).

Название «самодийские народы» было предложено в 1938 г. советским лингвистом Г. Н. Прокофьевым вместо прозрачного, с точки зрения русского языка, по значению и потому кажущегося обидным слова «самоеды». В советской научной среде название «самодийцы» стало общепринятым и окончательно утвердилось, в то время как в других европейских языках употребляется старая форма «samojedem». – Прим. авт.

Капитан шведской армии Ф. Й. Страленберг, попавший в 1709 г. в русский плен в битве под Полтавой и много лет проживший в России, не только оставил замечательные этнографические описания мари, мордвы, коми, удмуртов, манси и ханты, но и сравнил их лексику с венгерской, финской, саамской.

Выдающийся русский учёный М. В. Ломоносов писал: «Ливония, Эстляндия, Ингрия, Финния, Карелия, Лапландия, Пермия, черемиса, мордва, вотяки, зыряне говорят языками, немало сходными между собой, которые довольно показывают происхождение своё от одного начала. Сверх того, сильная земля Венгерская хотя отделена от здешних чудских областей великими славянскими государствами, не должно сомневаться о единоплеменстве её жителей с чудью».

К началу XX в. в общих чертах сложились представления о родстве и общности происхождения уральских народов, которые с привлечением новых методов и подходов были развиты в трудах не только лингвистов, но и представителей других научных дисциплин (языковеды П. Хайду, В. Штайниц, К. Редеи, В. Феенкер, Д. В. Бубрих, В. И. Лыткин, П. Аристэ, Б. А. Серебренников, Е. Хелимский; антропологи В. В. Бунак, Г. Ф. Дебец, Н. Н. Чебоксаров; археологи А. Я. Брюсов, А. Х. Халиков и др.). Сопоставляя данные лингвистики, археологии, этнографии, фольклористики, антропологии, палеоботаники, палеогеографии, исследователи реконструировали основные этапы формирования уральских народов, осуществили географическую локализацию их общей прародины.

Уральской прародиной считается зона таёжных лесов западносибирского типа от Урала на западе до бассейна Енисея и предгорий Алтая и Саян на востоке. На этой территории в конце IX – VI тыс. до н. э. проживало множество родоплеменных объединений, поддерживавших между собой хозяйственные и семейные связи и имевших общий язык и культуру.

Внешний облик общих предков финно-угров и самодийцев соответствовал антропологическим характеристикам уральской расы, в которой присутствовали восточные монголоидные и западные европеоидные компоненты. Древние уральцы были охотниками, собирателями и рыболовами, что обуславливало кочевой или полуоседлый образ жизни, занимались обработкой камня, дерева, кости, шили одежду из шкур диких животных. Основным средством передвижения летом служила лодка, зимой – сани.

Уральцы знали счёт, отслеживали время по лунным циклам. Они создали свою мифологическую картину мира, согласно которой Вселенная делится протекающей с юга на север рекой на Верхний, Средний и Нижний миры.

Особую роль в космогонии стали играть водоплавающие птицы. Эта картина мира в разной степени сохранилась в культуре практически всех уральских народов, полнее всего – в мифологии самодийцев. Согласно селькупской традиции, у истока текущей по срединному миру реки, на юге и одновременно на небе, находится Верхний мир, где у священной берёзы живут Жизненная старуха – покровительница всего народа, ведающая рождением людей, и её «небесные птицы». Гуси и лебеди служат вестниками тепла и животворящей силы, их Небесная старуха каждую весну посылает в Средний мир к людям, а утки являются источником промысла, дарующего пищу. За устьем мировой реки, на севере и одновременно под землёй, лежит «царство мёртвых» – Нижний мир злых духов и болезней. Сюда по реке отправляются в последний путь умершие соплеменники.

Очевидные отголоски таких представлений есть в языке, мифологии, обрядности, фольклоре всех финно-угров.

Так, у финнов сохранились представления о входе в подземную страну мёртвых как водовороте в холодном море, куда стекают мировые воды, а калевальская Похьела – это северная страна, «иной мир», откуда идут болезни и несчастья, куда, пересекая поток, попадают умершие. Угры до недавнего времени хоронили умершего с лодкой или в распиленных половинках лодки, чтобы он благополучно достиг иного мира. В саамском языке слово юг – бармбо – означает также «страну перелётных птиц», где живут Бармбо Акка (Старуха Акка) и Сар-Акка (Матерь), дарующие жизнь новорождённым, доставляющие на землю их души. А удмурты объясняли маленьким детям появление в семье младенца словами шурдурысьваим – «от реки принесли». Завершая большие моления, удмуртские жрецы отпускали в Вятку пару заранее отловленных лебедей, перед этим рассказав птицам о просьбах народа. Если лебеди плыли вниз по течению, это считалось дурным знаком – просьбы не дойдут до богов. Если же вверх по реке – это свидетельствовало о расположении богов и священных птиц. Образ водоплавающей птицы, воспроизведённый в женских украшениях и оберегах, в архитектуре и резьбе по дереву, воспетый в лирических песнях и ритуальных причитаниях, на тысячелетия стал культурным символом уральских народов.

В течение нескольких тысячелетий происходило расселение племён уральцев по Европе и Западной Сибири: они встречались и смешивались с другими народами, овладевали навыками животноводства, земледелия, ремёслами, развивали свою мифологию и фольклор, приобщались к разным религиям. Постепенно происходило формирование отдельных финно-угорских народов, язык и культура которых уже различались.

Распад уральской, а затем финно-угорской общности и продвижение уральской (финно-угорской) речи связаны с глобальными экологическими изменениями (с VI до конца II тыс. до н.э.) и с социально-экономической революцией в укладе жизни населения лесной зоны Евразии в бронзовом и раннем железном веке (II-I тыс. до н.э.). В эту эпоху в связи с похолоданием и увлажнением климата происходит сдвиг «родной» экологической ниши уральцев – тёмнохвойных таёжных лесов: угнетение их в Западной Сибири и распространение в Восточной Европе на запад и юг. Одновременно в Западной Сибири идёт интенсивный процесс формирования болот, что приводит к катастрофическому сокращению продуктивности этих территорий и вынуждает население искать новые земли.

Начиная с эпохи ранней бронзы, в ходе интенсивных контактов с преимущественно индоевропейским населением уралоязычные племена осваивают металлургию (уральский очаг металлообработки) и знакомятся с производящим хозяйством. Благодаря развитию комплексного охотничье-рыболовческо-скотоводческого хозяйства они начинают играть доминирующую роль в лесной зоне, одновременно с продвижением таёжных лесов, распространяя своё влияние до Балтики и Скандинавии на западе.

На рубеже VI-V тыс. до н. э. уральская общность распалась на финно-угорскую и самодийскую. Носители самодийского праязыка не покинули зону западносибирской тайги.

Комплексное хозяйство охотников и рыболовов тайги вместе с развитым оленеводством и обработкой металлов позволили самодийцам быстро расселиться на пространствах Западной Сибири, в особенности – в тундре. На рубеже эр произошёл распад прасамодийской общности, и в IV-V вв. н.э. сформировалось несколько культур, с которыми связано начало этнической истории отдельных самодийских народов: ненцев, энцев, нганасанов, селькупов, камасинцев, маторов.

В III тыс. до н. э. произошло разделение финно-угорской общности. Из племён, занимавших юго-западную часть прауральского экологического ареала (Средний Урал, Среднее и Южное Зауралье, юго-западный сектор Западной Сибири, районы к западу от Уральских гор – бассейны Камы, Верхней Вычегды и верховья Печоры), выделись предки финно-пермских народов, которые начали своё постепенное продвижение на запад по лесной зоне Европы. В это время они овладевают навыками земледелия и животноводства, однако переход на производящие формы хозяйства затянулся на многие столетия и происходил у разных народов неодновременно.

С рубежа III-II тыс. до н.э. идёт процесс выделения предков финских и пермских народов. В середине II тыс. до н. э. обособились финно-волжская ветвь, в рамках которой в I тыс. до н. э. выделились прибалтийско-финские, волжско-финские и саамский языки. Предки прибалтийско-финских народов мигрируют на запад до Фенноскандии, где поэтапно вступают в контакты с балтами (предками литовцев и латышей), германцами (предками шведов, норвежцев, немцев, датчан) и славянами, оказавшими значительное влияние на их антропологический тип и культуру. Распад праязыка произошёл, вероятно, в первые века нашей эры, когда началось формирование на севере – финнов, карелов, ижор, вепсов, южнее – эстонцев, ливов, води.

Особое место занимают саамы, в язык которых входит большое количество слов, не имеющих аналогов в языках народов Европы, и антропологический тип и культура которых заметно отличаются. По всей очевидности, этногенез саамов связан с древнейшим населением Европы, говорившим на палеоевропейских языках и ассимилированным финно-уграми.

Предки мордвы (эрзи, мокши) и мари издревле проживают в бассейне Верхней Волги и Волго-Окского междуречья, где на формирование их языков и культур в разной степени оказывают влияние древние иранцы (скифы и сарматы) и балты, а затем, уже в Средневековье – русские и тюрки.

Пермские племена заселяют Волго-Камское междуречье, бассейны Верхней Вычегды и Печоры, контактируя с ираноязычными племенами лесостепей, древними мари и уграми. В течение I тыс. н.э. консолидируются этнические общности, ставшие основой для формирования коми-зырян, коми-пермяков и удмуртов.

Общие предки угров, жившие на южной и юго-западной окраине западно-сибирской тайги в тесном контакте со степными ираноязычными племенами, осваивают комплексное охотничье-рыболовческое хозяйство на границе леса и степи, а чуть позже начинают заниматься скотоводством, в частности, коневодством, осваивают обработку металлов.

Поэтому в конце III тыс. до н.э. они отделяются от основного массива финно-угорских племён, населявших в основном лесную зону, у них складывается особый угорский праязык.

Общеугорская эпоха продолжалась до рубежа II-I тыс. до н.э. В этот период часть угров – предков ханты и манси, ныне называемых обскими уграми, — смещается на север в бассейн Оби и возвращается к таёжной охоте и рыболовству, до минимума сокращая роль животноводства. А другая часть – будущие венгры – переходит к специализированному скотоводческому хозяйству в степной и лесостепной зоне. Немалое влияние на этот процесс оказали контакты с тюрками – предками чувашей, татар, башкир, казахов, азербайджанцев, – обитавшими тогда в южносибирских степях. Последующая история венгров тесно связана с кочевыми иранскими и тюркскими племенами. Вместе с ними древние венгры в ходе Великого переселения народов прошли через бескрайние просторы евразийских степей на запад, где в IX в. н.э. обрели новую родину на территории современной Венгрии, части Румынии и Закарпатья. Здесь венгры встретились со славянами, часть которых перешла на венгерский язык и от которых венгры усвоили земледельческую культуру.

Наряду с изменениями в хозяйстве и социальной организации происходит эволюция религиозно-мифологических систем финно-угров. Под влиянием соседей – иранских и балтских народов, имевших религиозные системы с развитым дуализмом, а позже и под влиянием мировых религий развиваются новые воззрения. Так, например, новая идея – идея противостояния бога и чёрта органично входит в древний уральский миф о создании мира ныряющей птицей.

Судьбы финно-угорских народов различны. По летописям и географическим названиям нам известны исчезнувшие меря, мурома, мещера…

Полностью слились с соседними народами камасинцы и маторы. Лишь несколько десятков человек говорит на языке води, ливов, ижор. Финны, венгры и эстонцы создали собственные государства. Большинство российских финно-угров имеют свои административно-территориальные образования и наряду с традиционными занятиями развивают разные отрасли промышленности.

Осознание своего исторического родства, стремление сохранять и развивать этнокультурное наследие предков стало основой единого финно-угорского мира, в рамках которого финно-угры и самодийцы укрепляют «внутрисемейные» связи и активно взаимодействуют с другими народами.

Источники: www.finnnougoria.ru

 

Об уральских народах

История уральских языков и народов насчитывает много тысячелетий. Процесс формирования современных финских, угорских и самодийских народов был весьма сложен. Прежнее название уральской семьи языков — финно-угорская, или угро-финская семья, позднее было заменено на уральскую, поскольку была обнаружена и доказана принадлежность к этой семье самодийских языков.

Уральская языковая семья делится на угорскую ветвь, в состав которой входит венгерский, хантыйский и мансийский языки (при этом последние два объединяются под общим названием «обско-угорские языки»), на финно-пермскую ветвь, которая объединяет пермские языки (коми, коми-пермяцкий и удмуртский), волжские языки (марийский и мордовский), прибалтийско-финскую языковую группу (карельский, финский, эстонский языки, а также языки вепсов, води, ижоры, ливов), саамов и самодийские языки, внутри которых вычленяются северная ветвь (нганасанский, ненецкий, энецкий языки) и южная ветвь (селькупский).

Письменность для карелов (на двух диалектах — ливвиковском и собственно карельском) и вепсов была восстановлена на латинской основе в 1989 году. Остальные народы России используют письменность на основе кириллицы. Венгры, финны и эстонцы, проживающие в России, используют письменность на основе латиницы, принятую в Венгрии, Финляндии и Эстонии.

Уральские языки обладают очень большим разнообразием и заметно отличаются друг от друга.

Во всех языках, объединённых в уральскую языковую семью, выявлен общий лексический пласт, позволяющий утверждать, что 6-7 тысяч лет тому назад существовал более или менее единый праязык (язык-основа), что предполагает наличие прауральской общности, говорящей на этом языке.

Численность народов, говорящих на уральских языках, составляет около 23 — 24 миллионов человек. Уральские народы занимают обширную территорию, которая тянется от Скандинавии до полуострова Таймыр, за исключением венгров, которые волею судьбы оказались в стороне от других уральских народов — в Карпато-Дунайской области.

Большинство уральских народов проживает на территории России, за исключением венгров, финнов и эстонцев. Наиболее многочисленными являются венгры (более 15 миллионов человек). Вторым по численности народом предстают финны (около 5 миллионов человек). Эстонцев насчитывается около миллиона. На территории России (по данным переписи 2002 года) живут мордва (843350 человек), удмурты (636906 человек), марийцы (604298 человек), коми-зыряне (293406 человек), коми-пермяки (125235 человек), карелы (93344 человек), вепсы (8240 человек), ханты (28678 человек), манси (11432 человека), ижора (327 человек), водь (73 человека), а также финны, венгры, эстонцы, саамы. В настоящее время мордва, марийцы, удмурты, коми-зыряне, карелы имеют свои национально-государственные образования, которые являются республиками в составе Российской Федерации.

Коми-пермяки проживают на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края, ханты и манси — Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области. Вепсы живут в Карелии, на северо-востоке Ленинградской области и в северо-западной части Вологодской области, саамы — в Мурманской области, в городе Санкт-Петербург, Архангельской области и Карелии, ижора — в Ленинградской области, городе Санкт-Петербург, Республике Карелия. Водь — в Ленинградской области, в городах Москва и Санкт-Петербург.

 

Финно-угoрские языки

Финно-угoрские языки — группа языков, восходящая к единому финно-угорскому праязыку. Они составляют одну из ветвей уральской семьи языков, куда входят и самодийские языки.  Финно-угoрские языки по степени родства делятся на группы: прибалтийско-финская (финский, ижорский, карельский, вепсский, водский, эстонский, ливский), саамская (саамский), волжская (мордовские — мокшанский и эрзянский языки, марийский), пермская (коми-зырянский, коми-пермяцкий, удмуртский), угорская (венгерский, хантыйский, мансийский). Носители финно-угoрского языка проживают на северо-востоке Европы, на части территории Волго-Камья и бассейна Дуная, в Западной Сибири.

Число говорящих на финно-угoрских языках в настоящее время составляет около 24 млн. человек, в том числе венгров — 14 млн., финнов — 5 млн., эстонцев — 1 млн. По данным переписи населения 1989 г., в России проживает 1 153 987 мордвы, 746 793 удмуртов, 670 868 марийцев, 344 519 коми-зырян, 152 060 коми-пермяков, 130 929 карел, а также 1 890 саамов, 22 521 хантов и 8 474 манси. В России проживают также венгры (171 420 человек) и финны (67 359 человек).

В традиционном финно-угроведении принята следующая схема родословного древа финно-угорских языков, предложенная финским ученым Э.Сетяля (смотри рисунок).

По летописным данным, существовали также финно-угорские языки меря и мурома, которые в средние века вышли из употребления. Не исключено, что в древности состав финно-угорских языков был шире. Об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные субстратные элементы в русских диалектах, топонимике, языке фольклора. В современном финно-угроведении достаточно полно реконструирован мерянский язык, представлявший промежуточное звено между прибалтийско-финскими и мордовскими языками.

Немногие финно-угoрские языки имеют давние письменные традиции. Так, наиболее древними письменными памятниками обладает венгерский язык (12 в.), позднее появились карельские тексты (13 в.) и памятники древнекоми письменности (14 в.). Финский и эстонский языки получили письменность в 16-17 вв., удмуртский и марийский языки — в 18 в. Некоторые прибалтийско-финские языки остаются бесписьменными и ныне.

По мнению большинства ученых, прафинно-угорская и прасамодийская ветви отделились от уральского праязыка в 6-4 тысячелетии до н.э. Затем развились отдельные финно-угoрские языки. В ходе своей истории они испытали влияние со стороны соседних неродственных германских, балтийских, славянских, индо-иранских и тюркских языков, стали значительно различаться друг от друга. Интересна в этой связи история саамского языка. Существует гипотеза, что саамская группа возникла в результате перехода аборигенного населения Крайнего Севера Европы на употребление одного из финно-угoрских языков, близкого к прибалтийско-финским языкам.

Степень близости отдельных финно-угoрских языков, составляющих языковые ветви, неодинакова. Так, исследователи отмечают большую близость венгерского и мансийского языков, относительную близость пермских и венгерского языков. Многие финно-угроведы сомневаются в существовании единой древней волжской языковой группы и волжско-финского праязыка и считают марийский и мордовский языки представителями отдельных языковых групп.

Финно-угoрские языки все же характеризуются общими свойствами и закономерностями. Многим современным свойственны гармония гласных, фиксированное словесное ударение, отсутствие звонких согласных и сочетаний согласных в начале слова, регулярные межъязыковые фонетические соответствия. Финно-угoрские языки объединяет агглютинативный строй с разной степенью выраженности. Для них характерны отсутствие грамматического рода, использование послелогов, наличие лично-притяжательного склонения, выражение отрицания в форме особого вспомогательного глагола, богатство неличных форм глагола, употребление определения перед определяемым, неизменяемость числительного и прилагательного в функции определения. В современных Финно-угoрских языках сохранилось не менее 1000 общих прафинно-угорских корней. Ряд особенностей сближает их с языками других семей — алтайскими и индоевропейскими. Некоторые ученые также полагают, что к финно-угорским (уральским) языкам близок юкагирский язык, входящий в группу палеоазиатских языков.

В настоящее время малым финно-угoрским языкам угрожает исчезновение. Это водский, ливский и ижорский языки, носителей которых очень немного. Переписи населения свидетельствуют о сокращении числа карел, мордвы, вепсов; сокращается количество говорящих на удмуртском, коми и марийском языках. На протяжении нескольких десятилетий сокращалась сфера употребления финно-угoрских языков. Лишь в последнее время общественность обратила внимание на проблему их сохранения и развития.

Источники: Историко-культурный атлас Республики Коми,
Финно-угорские и самодийские народы: Статистический сборник,
Цыпанов Е.А. «Энциклопедия. Коми язык»

Родственные связи