13 ноября 2017
Яков Эшпай
Яков Андреевич Эшпай — советский и российский композитор, музыковед-фольклорист, хормейстер и педагог.
Многие знают песни композитора Андрея Эшпая: «А снег идет», «Сережка с Малой Бронной» — им написано более ста песен и романсов. А ведь это сын героя статьи, о котором далее и пойдет речь.
Правильно его фамилия при рождении звучала Ишпайкин. И родился он 18 октября в 1890 году в в деревне Кокшамары (ныне — Звениговский район Республики Марий Эл), расположенной у впадения Кокшаги в Волгу. Заслуженный деятель искусств Марийской АССР (1941). Отец композитора Андрея Яковлевича Эшпая.
Из поколения в поколение в этой семье передавались музыкальный слух и умение петь и играть, сначала на гуслях, затем на гармонике. Когда молодой человек сменил фамилию, то его стали называть Эшпай Яков Андреевич.
В детстве он внимательно слушал, как играл дед-гусляр и пела бабушка колыбельные и народные песни, подыгрывая себе на гуслях. Его отец, тетушки и дядюшки тоже играли на гуслях. А их дети увлеклись гармонью. Но не только гармонью владели Ишпайкины. В их роду были дядюшка, учитель из Уфы, и двоюродный брат, учитель из Бирска, которые играли на скрипке. Когда все летом на каникулах собирались вместе, то пение и музыка не кончались. Тем более что приезжали и другие родственники, владевшие концертино и умеющие организовать пение хором. А такая музыка затрагивает душевную сферу, возвышает человека. Все вместе, огромной компанией, выезжали на пикники, катались на лодках на Кокшаге, устраивали прогулки в луга и в леса, но и сено косили тоже. Осенью все разъезжались, и в деревне, кроме Якова, оставались еще два мальчика. Они бегали в лес за грибами, играли на флейте-окарине, которую им подарил один из дядей. Вот в такой атмосфере, наполненной радостью жизни и музыкой, подрастал Эшпай Яков Андреевич, наигрывая с пяти лет на скрипке, которую он осваивал самостоятельно.
Учеба
Сначала мальчик учился в сельской школе, затем — в уездной. В ней он играл на скрипке в оркестре и стал помощником дирижера в школьном хоре. А годы летят. Молодой Эшпай Яков Андреевич стал уже учителем. Он работает в деревне Кукшенеры, а в соседнем селе Алексеевском преподает пение. Но он не находит понимания и поддержки и потому оставляет работу. По совету двоюродного брата уезжает в Казань и поступает в музыкальное училище.
Эшпай Яков Андреевич, несмотря на то, что нет ни денег, ни материальной поддержки, все-таки оканчивает два отделения: теоретическое и регентское. После окончания училища вся его работа непосредственно связана с музыкой. Даже в 1915 году, когда его призвали в армию, то направили в военный оркестр. А в 1917 году он выбран в Совет солдатских депутатов в Петрограде.
В родных Кокшамарах
И снова он учитель, и снова везде его окружает музыка. И у себя в селе, и в учительской семинарии, и в техникуме г. Козьмодемьянска. В нем он организует квартет и выступает перед слушателями с классическими произведениями, предваряя исполнение рассказами об их авторах.
В 1920 году вместе с двоюродным братом И. С. Палантаем (Ключниковым) и В. М. Васильевым участвовал в экспедиции по сбору и записи песен горных мари. Кандидат искусствоведения (1946).
Идет 1925 год. Он уже женат на Валентине Константиновне (1898—1982, уроженка чувашского села Акулево (Шемшер) Чебоксарского уезда, племянница композитора Анатолия Тогаева, учительница русского языка и литературы), которая увлекается собиранием марийских, чувашских и мордовских песен. У них есть сын Валентин, а потом появляется второй ребенок – Андрей, который в будущем станет известным и любимым композитором. А между тем идет рождение композитора Якова Эшпая. Он обработает народную песню, а скрипка и фортепьяно разовьют ее тему.
Москва
В 37 лет Яков Эшпай, биография которого делает поворот, снова садится на скамью ученика. Только теперь это происходит в Московской консерватории. Тут он серьезно занимается композицией и работает как исследователь родной марийской музыки. В 1931 году он создает «Марийскую сюиту», которая станет началом для всех последующих марийских симфонических произведений. Он и его друзья искали пути развития марийской народной музыки в новых жанрах и формах.
Продолжение большой работы
Приехав в Йошкар-Олу в 1933 году, Яков Эшпай преподает в техникуме искусств теоретические дисциплины и параллельно ищет пути создания марийской оперы. Он пишет статьи как ученый-музыковед, и в течение тридцати лет он остается единственным в этой области. Одновременно Я. Эшпай ведет серьезную исследовательскую работу по изучению марийского фольклора. В годы войны, когда на фронте погиб старший сын, Я. Эшпай пишет диссертацию о марийских народных инструментах. И тем временем подрастает сын Андрей – будущий композитор.
Так складывается биография Якова Эшпая – от деревенского паренька до музыкального практика и теоретика, кандидата искусствоведческих наук. Всю свою жизнь Я. Эшпай (1890-1963) будет преданно служить марийской музыке.
Его творческое горение отмечено наградами: орденами Красной Звезды (1946) и Знак Почёта (1951), двумя медалями.
Умер 20 февраля 1963года в Москве. Композитор, фольклорист, педагог похоронен на Введенском кладбище.
Он был создателем первых марийских инструментальных произведений для симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, для скрипки и фортепиано, большого числа сольных и хоровых вокальных сочинений. Записал и обработал более 500 народных мелодий.
Память
- На родине Эшпая, в селе Кокшамары, установлена мемориальная доска, колхоз имени Якова Эшпая (1992—2003), дом-музей (1998), бюст (2010).
- В Йошкар-Оле его имя носит одна из центральных улиц (с 1964) и Марийская государственная филармония (с 1990).
- В Козьмодемьянске дворец культуры имени Якова Эшпая.
- Улица в д. Игисола Куженерского р-на.
Интересные факты
В фильме «Песнь о счастье» (СССР, 1934 г.) прототипом главного героя Кавырли являлся Я. Эшпай.
Источники: www.fb.ru, ru.wikipedia.org
Добавить комментарий