Хранители Родного Языка

Информационно-познавательный портал для носителей и всех, кто интересуется северо-западным наречием марийского языка

14 ноября 2017

Поселения и жилища мари

У марийцев, издавна проживавших в лесной полосе Восточной Европы на территории с густой речной сетью, сложился приречно-овражный тип расселения. Древние места их обитания располагались по берегам крупных рек – Волги,  Ветлуги, Суры, Вятки и в приустьевой части их притоков. Ранние поселения марийцев, по археологическим данным, существовали в виде укрепленных городищ и неукреплённых селищ.

Поселения марийцев были малодворны, что характерно для лесной полосы Европейской России. Ныне дворность и людность марийских поселений значительно увеличились ввиду проведения в 1970-1980-е гг. политики сселения мелких, так называемых «неперспективных» деревень в крупные «перспективные», а также объединения близлежащих селений в одно.

Вплоть до середины XIX века в планировке марийских поселений господствовали традиционные в Поволжье кучевые, беспорядочные формы, унаследовавшие ранние формы расселения семейно-патронимическими группами. Беспорядочность в расположении дворов и усадеб в раннюю эпоху диктовалась и определенной практической необходимостью. По архивным данным XVIII века, марийцы осторожно и требовательно относились к выбору места для поселения и жилья. С помощью примет и испытательных методов они определяли микроклимат, уровень водостояния, почвенные и другие особенности местности, её пригодность для заселения и жизнеобеспечения.

В конце XVIII – начале XIX века кучевую планировку имело около двух третей марийских селений. Изменения в планировке марийских поселений – переход от кучевых форм к рядовой, уличной – происходили постепенно в середине – второй половине XIX века. Заметные изменения в планировке марийских селений произошли после 1960-х годов. В современных центральных усадьбах сельхозпредприятий сочетаются черты уличной, квартальной и зонированной планировок.

Типы поселений марийцев ввиду социальной однородности марийского населения (ясачные, с начала XVIII века – государственные крестьяне) не были разнообразными: в документах и статистических материалах XVIII-XX вв. называются сёла, деревни, околотки, починки, выселки, в XVII-XVIII вв. кроме того – волости, сотни или пятидесятни, дворы. Последние представляли собой илемы в составе сотни-пятидесятни – поселения-усадьбы большой семьи или патронимии, волости – территориально-локализованную совокупность дворов-илемов. Последние эволюционировали в малодворные поселения – починки, околотки и деревни. Волости же в XVIII веке по существу превратились в крестьянские земледельческие общины.
Деревня (ял, сола) – наиболее распространённый тип поселения мари. Как и починки, в документах они встречаются с XVII века. В середине XIX века деревни составляли около половины из всех типов населённых пунктов Марийского края. Селения типа починок (почи?га), околоток, выселок начали формироваться в основном в XIX веке. Термин «околоток» больше употреблялся в статистических изданиях Казанской губернии, а «починок» – Вятской.

 

Сёла у марийцев, как и у других нерусских народов Поволжья, появились с середины XVIII века в связи с массовой христианизацией нерусского населения. Они являлись центрами церковных приходов, опорными пунктами распространения и утверждения христианства в крае. Большинство сел осуществляли также функции административно-хозяйственных центров. В течение XIX – начала XX вв. починки и околотки по мере роста населения постепенно преобразовывались в деревни. Одновременно продолжалось отпочковывание разросшихся сел и деревень и выделение новых починков и выселков.

Исследователи быта и культуры марийцев обычно подчёркивают изобилие зелени в их селениях. Как исконные жители лесов, воспитанные на культовом почитании деревьев, марийцы и в настоящее время придерживаются традиционной любви к зелёным насаждениям, скрашивающим их быт, обычаи и обряды.

Обычным явлением в прошлом было огораживание поселений общей изгородью (ял йыр пече), сооружение при въезде на улицы деревни полевых ворот (пасу капка). Они были связаны с системой полевых изгородей, одновременно скотопрогонов, защищавших посевы от выпускаемых на вольный выпас домашних животных, в огороженных же выгонах – поскотинах.

В большинстве дореволюционных марийских селений отсутствовали общественные постройки.  Единственным, часто встречающимся объектом была сторожка или пожарный сарай (орол п?рт). В отдельных селениях имелись церкви или другие административные здания и постройки (волостные  правления,  общественные продовольственные склады,  торговые лавки,  почтовые станции, постоялые дворы и др.). В пореформенную эпоху в марийских сёлах и деревнях стали открываться начальные школы, торговые заведения, лечебные учреждения, причём нередко они размещались в  частных домах и  постройках.  Специальные здания строились в основном в предреволюционные десятилетия. Первые церкви, открывшиеся в XVII веке, обычно сначала воздвигались из сруба. Через некоторое время нередко возводился каменный храм. Места для церковных усадеб выбирались в густозаселенной марийцами местности, обычно в свободном пространстве между группой, «кучей» дворов – илемов, между ближайшими деревнями или починками. На отведённом по межевому плану огороженном участке помимо церковного здания застраивались жилой дом для семьи священника и служителей причта, другие хозяйственные и подсобные помещения. Церковная усадьба вместе с ближайшими дворами-илемами или деревнями и починками объединялись в одно поселение, которое приобретало ранг села. Церквям, открываемым после середины XIX века, отводились участки на окраинах застроенных по уличному плану марийских деревень.

Сёла являлись центрами церковных приходов, административных органов, общественной, культурной, торгово-предпринимательской деятельности. Собирались в них еженедельные базары и сезонные ярмарки. В пореформенную эпоху стали открываться школы и торговые лавки и в других марийских деревнях.  Церковь как архитектурное сооружение с куполами оживляла вид поселения на фоне зеленых насаждений.

В послеоктябрьский период, в 1920-1930-е гг. продолжалось образование новых починков и выселков выходцами из крупных селений в связи с созданием коммун, товариществ по совместной обработке земли, сельскохозяйственных и промысловых артелей. Большинство марийцев и сегодня проживает в сельских и лесных поселениях, предпочитая сельский образ жизни.

Традиционная марийская усадьба (сурт, суртолмо) – это участок местожительства семейного коллектива, занятый строениями и угодьями. В прошлом, в условиях кучево-гнездового заселения, хозяйственные постройки в усадьбе размещались произвольно. Размеры усадьбы зависели от количественного состава семьи и степени освоения окрестной территории.  Состояла усадьба из двух основных частей. Важная ее часть – двор (оралте) с жилыми и хозяйственными постройками повседневного пользования. Задворную часть (тошкем, идымвече) составляли различные угодья и постройки не повседневного пользования. В старинных пространных дворах, ограниченных оградой, все постройки располагались несвязанно друг с другом.  Здесь размещались жилая изба (п?рт), поблизости – хлебный амбар (кинде клат), клеть-кладовая для одежды и имущества (вургем клат). Нередко эти два строения совмещались в одно- или двухэтажный амбар-клеть, о котором будет сказано ниже.

У больших семей с несколькими супружескими парами могло быть несколько изб и кладовых. Неподалёку от избы размещались летнее жилище-кухня (кудо, куды) – центр культово-обрядовой жизни семьи и погреб (н?реп, м?греп), иногда с традиционной шатровой напогребицей из жердевого остова. Поодаль от жилища располагались сараи-навесы (леваш, левич, лапас) для размещения хозяйственных орудий, транспортных средств и хлева для скота (в?та, вича). На повети хлевов и сараев хранили сено и солому.

Кудо – древняя традиционная постройка марийцев, известная и у других финно-угров Поволжья, представляла собой срубное строение с двускатной крышей, без окон, пола и потолка, с открытым очагом посредине. На уровне потолка между торцовыми стенами укладывались два параллельных бревна. Они служили опорой для передвигающегося по ним Т-образного шеста с крюком в нижнем конце, на который подвешивали котлы. У луговых и восточных марийцев дверь прорубалась в торцовой стене, у горных – иногда в боковой. Вдоль стен устанавливались лавки (олымбал, олманга), в дальнем от входа углу – стол для приема пищи. В кудо проводились семейно-обрядовые моления и обряды, летом здесь готовили и принимали пищу. В задней части кудо находилось небольшое помещение (изи кудо), где хранились ритуальные принадлежности. Оно почиталось как место обитания семейно-родового духа-покровителя (кудыводыж). Оригинальным строением марийцев, как и поволжских и прибалтийских финнов, был двухэтажный амбар-клеть (кок пачашан клат, ?мбала клат) с галереей на уровне второго этажа, куда поднимались по встроенной лестнице. Нижний этаж служил хлебным хранилищем, верхний – летней спальней молодой семьи, хранилищем одежды и другого имущества.

На задворках усадьбы размещались огород, гумно (идым, йыдым), хмельник (умлавече, ымыла пичы), иногда коноплянник (кыненур, кыневичы). Задворки обсаживали деревьями, нередко размещали ульи. У горных марийцев значительное место здесь занимал плодовый сад. Придерживающиеся язычества луговые и восточные марийцы имели на задворках рощицу для семейных молений. Овощные культуры высаживали в небольшом количестве.  Значительную площадь занимало гумно, где размещались хлебные клади из снопов (кинде каван) на подмостках (каван шаге) для предохранения от проникновения мышей, открытый ток (идым чара) или крытый сарай (идым леваш) для обмолота. Состоятельные хозяева часть урожая не обмолачивали, сохраняя его из года в год на случай неурожая. Старые клади (тошто каван), на которых иногда вырастали молодые березки, являлись показателем благополучия семьи, предметом гордости домохозяина.

Рядом с током или сараем устраивался овин (авун, агун, ?н). Традиционный овин – яма с топкой, сложенной из камней, над которой возвышался конусообразный остов из жердей. Сбоку устраивался лаз с лестницей к топке. С другой стороны вкапывался столб – ствол дерева с обрубками сучьев для укладки и привязки снопов вокруг жердей. Нередко над овином воздвигался навес, необходимый в ненастную погоду. Подобный овин, в отличие от срубного (п?рт авун, рушла авун), назывался марла авун. Из других строений в задворной части усадьбы самой распространённой являлась баня (монча, моча, моца, момоца), а также клетушка для хранения мякины и отрубей (арвагудо). Баня размещалась ближе к естественным источникам воды или к колодцу (таве). Это была обычная для лесной полосы парная баня с печью-каменкой в ближнем (реже дальнем) углу с топкой по-черному, с полком для парения. Помимо основной функции омовения баня использовалась в качестве лечебного и родильного помещения. Здесь проводились ритуально-обрядовые действия очищения и охранения (во время свадьбы, родин, поминок, молений). Баня служила и для хозяйственных целей (сушка одежды, снопов конопли и др.).

С середины XIX века по мере застройки деревень по уличному или рядовому плану упорядочивалась планировка двора и всей усадьбы, приобретая прямоугольное очертание. При этом изба выдвигалась на линию улицы, а дворовые строения располагались по периметру двора. По традиции они ставились изолированно, но постепенно их начали связывать с жилой избой и между собой, покрывая по русскому обычаю общей крышей или навесом. Перепланировка двора и связное расположение построек в первую очередь происходила в смешанных марийско-русских деревнях и там, где марийцы жили в окружении или по соседству с русскими.

Формы связи жилища с дворовыми постройками складывались в зависимости от места обитания марийцев, характера этнической среды, социального положения семьи. К концу XIX – началу XX вв. преобладающими и повсеместно распространенными стали глаголеобразная и покоеобразная планировка двора. В северных и западных районах проживания марийцев в тесном соседстве с русскими встречались двухрядная и однорядная планировка двора, при которой изба и другие постройки связывались в один или два ряда (Ветлужский, Козьмодемьянский и Яранский уезды в Поволжье, Кунгурский и Красноуфимский уезды в Приуралье). В то же время во всех местах их проживания сохранялось традиционное разбросанное расположение построек на дворе (особенно Царевококшайский, Уржумский, Малмыжский уезды в Поволжье, Елабужский и Мензелинский уезды в Прикамье, Бирский, Уфимский в Приуралье). Следование традиции проявлялось и в том, что связь построек не была сплошной, а нередко с разрывами между строениями. По традиции двор оставался открытым и занимал до половины площади усадьбы. Беднейшие же семьи ограничивались лишь необходимым минимумом строений.

В связи с перепланировкой двора четче обозначилось его деление на переднюю (ончыл оралте) и заднюю (ше?гел оралте) половины. В передней размещались жилая изба, амбар и клеть, летняя кухня. Эта чистая половина по традиции представляла зеленую лужайку. На задней половине были хлева, сараи с крытыми и открытыми загонами для скота и сеновалами, иногда с помещениями для транспорта и сельхозорудий (коретньык, каратник). Они отгораживались от чистого двора, на который скот не выпускали. Одним из новшеств этого времени явилась возведение клети с подклетью позади избы и сеней (ваштареш клат, вашклат, в?ск?), что было характерно для русских соседей. Клеть с подклетью, связанная с избой, постепенно заменяла отдельно стоящий традиционный двухэтажный амбар.  В подклети не было пола, иногда здесь устраивали погреб.  Отдельно стоящий погреб приобретал срубную напогребицу. Уличные ворота строились по русскому образцу – на трех-четырех столбах, с двумя полотнищами и с крышей, назывались они рушла капка.

В послеоктябрьский период с проведением коллективизации крестьянских хозяйств, обобществлением земли, рабочего скота, земледельческих орудий и транспортных средств, передачей их в кооперативно-колхозную собственность, установлением фиксированного минимума приусадебного участка и поголовья продуктивного скота произошло значительное уменьшение площади усадьбы и двора. Число надворных построек резко сократилось, отпала или ограничилась необходимость амбаров для хлеба и конского фуража, конюшен, каретников, длинных сараев и навесов для содержания лошадей, хранения сельхозорудий, телег, саней, сбруи и др. Дворы стали более компактными. Двухэтажные амбары, еще ранее вытесняемые совмещенными с избами клетями с подклетью или одноэтажными клетями, частично сохранились лишь у луговых марийцев северо-восточных районов края и у горных. Зерно, муку и другое продовольствие, помимо клети, стали хранить в чуланах просторно устраиваемых сеней.

Летние жилища-кухни (кудо) бытуют в основном среди горных марийцев. Функцию летней кухни среди части луговых марийцев выполняют специально отведенные места под сараем или навесом, в просторном предбаннике, где вместо открытого очага складываются печи с плитой. Подобные летние кухни ныне устраивают и представители других народов республики. Баня, обычно возводимая на задворках усадьбы, в последние десятилетия превращается в дворовое строение (ближе к водопроводу и электросети, проведенным по улице). Современная баня строится с топкой по-белому, но некоторые семьи оставляют на задворках и «чёрную» баню с печью-каменкой. С ростом количества владельцев автомототранспорта необходимой  постройкой  становится  гараж с въездом с улицы.

У марийцев, как и у других народов лесной полосы Восточной Европы, издавна существовало бревенчатое срубное жилище (п?рт), получившее развитие из древней углубленной в землю полуземлянки. Постепенный переход от полуземлянок к наземному жилищу являлся общей тенденцией домостроения среди населения лесной зоны в эпоху бронзы. На этой основе получило развитие срубное жилище финно-угров Волго-Уралья.
В XIX–XX вв. марийское жилище под влиянием социально-экономических, этнокультурных, демографических и других факторов претерпело различные типологические и конструктивные изменения. Отдельные новации стали появляться уже в I половине XIX века: сени (п?рт?нчыл) как часть избы, печь (ко?га, комака, камака) с дымоходом, косящатые окна (окна, т?рза), элементы внешнего декора, детали интерьера и др. К концу XIX – началу XX вв. сформировались этнические черты марийского жилища, в комплексе которых проявляются традиционные и заимствованные особенности в сочетании с локальными вариантами. В послеоктябрьское время в условиях социалистических преобразований, интеграции и урбанизации народного быта жилище марийцев приобрело многие интернациональные общесоветские формы и элементы, хотя и сохранило отдельные традиционные общие и локальные черты.

Длительное бытование неразделенных семей, значительный численный состав марийской семьи обусловили бытование наряду с одной-двумя избами дополнительных летних жилых помещений: верхних этажей двухэтажного амбара (у состоятельных семей их было несколько для каждой супружеской пары) и клети с  подклетью, чулана,  отгороженного в сенях. При их наличии было возможно длительное бытование у марийцев однокамерной  избы.
До середины XIX века основными типами жилища марийцев являлись двухраздельный («изба + сени») и трехраздельный («изба + сени + изба»). К ним позднее прибавился трехраздельный тип («изба + сени + клеть»), характерный для русского населения. Последний тип жилища к  концу XIX – началу XX вв. стал преобладающим на севере и западе Марийского края и в местах чересполосного проживания  марийцев  и русских крестьян. В это же время в районах русско-марийского соседства появляются дома-пятистенки.

Однообразный в прошлом интерьер марийской избы в течение второй половины XIX – начала XX вв. постепенно изменялся и обновлялся. Глинобитная печь сменилась русской печью из кирпича  с дымоходом. Котел (под, пад) устанавливался над закрытым очагом (возак) сбоку шестка как у татар, но в отличие от них он не вмазывался и по необходимости снимался. Разнообразилась мебель: к традиционным лавкам (олымбал, олманга), скамьям (те?гыл), перекладинам (кашта), полкам добавились табуретки, стулья, шкафы-буфеты, кровати. Важной деталью интерьера стали русские полати – спальное место детей и подростков. Распространенные в прошлом широкие татарские нары (кугу олымбал) постепенно исчезли, изредка встречаясь у восточных марийцев. Светцы (изике, ичык) с лучиной сменились керосиновыми лампами. На столе наряду с традиционными хлебницей (киндерке) и сосудом для пива или кваса (к?рага, шоваш) занял место самовар. Между окнами передней и боковой стен в «красном углу» над иконами вешались традиционные вышитые полотенца (солык). К  концу XIX века в интерьере изб состоятельных семей появились настенные часы и зеркала, картинки, оконные и дверные занавески, комнатные цветы и др.

Не отличались разнообразием и типы планировки марийского жилища. Абсолютно преобладал северно-среднерусский тип: печь в углу у входа с ориентировкой к передней фасадной стене, по диагонали от нее «красный угол» с божницей и столом. Такая планировка доминировала во всех ареалах расселения  марийцев. Среди горных марийцев встречался своеобразный вариант восточного подтипа южнорусской планировки. В горномарийской избе печь, обращенная устьем к задней стене (к входной двери), чаще ставилась не в противоположном от входа углу, а на примерно равном расстоянии от передней и задней стен, примыкая к глухой.

Марийская изба в прошлом была однокамерной, без выделения кухни в отдельную комнату.  Разделение избы кухонной перегородкой получило распространение к концу XIX – началу XX вв. в основном среди горных и отчасти северо-западных марийцев. Это объясняется более ранним расселением русских на западной окраине края и более тесными связями горных марийцев с русскими. С этого времени кухонные перегородки начали распространяться в жилищах луговых марийцев. Среди восточных мари перегородку нередко заменяли занавесы (чарша). Конструктивные изменения и новации в марийских избах выражались в пристраивании крыльца (т?жвал п?рт?нчыл, кырлеч), замене самцового перекрытия крыши (марла леведыш) на стропильное с оформлением и отделкой фронтона и карниза, устройстве наличников окон, реже ставен.

Значительно расширились возможности внешнего декора марийского жилища. К традиционным скульптурным резным изображениям в виде птицы и головы коня на охлупне самцовой крыши, на шесте возле избы или ворот добавились различные виды плоскостной резьбы. Ранним видом резьбы – выемчатой или долбленой – марийцы украшали солярным орнаментом старинные деревянные замки на дверях кудо и амбаров, столбы ворот. Этот вид резьбы был перенесен позднее на доски наличника и фронтона. Наряду с солярным использовались мотивы геометрического и растительного орнамента, изображаемых трехгранными и ногтевидными выемками. В приволжских марийских селениях карнизы изредка  украшали русской рельефной резьбой (т.н. поволжской корабельной или судовой резью). Но наиболее широкое распространение среди марийцев получила русская прорезно-пропильная резьба, более легкая и доступная для исполнения. Наряду с русскими орнаментальными узорами вырезались и традиционные мотивы.  По соседству с татарами иногда использовались формы их декора – резные накладки, оформление над слуховым окном фронтона т.н. «сияния» (веерообразно прибитых планок), окраска резных деталей наличника и фронтона и др.

Значительные типологические и конструктивные изменения марийского жилища, распространение новаций в интерьере и внешнем декоре определялись помимо прочих факторов еще и тем, что домостроительная практика марийцев складывалась при непосредственном участии русских плотников, столяров и резчиков, особенно в местах чересполосного расселения.

Наиболее динамичные изменения в характере жилища произошли в послеоктябрьский период. В 1920-1940-е гг. началось обновление жилищ, особенно в связи с возникновением новых сельских, лесных, пристанционных поселений, ростом поселений административного значения. Наряду с индивидуальным создается жилье общественного фонда, появляются различные типы домов  в несколько квартир. В марийских селах и деревнях почти исчезает тип «изба + сени + изба». Изредка появляются дома из нетрадиционных материалов – бутового камня, кирпича. Заметно обновился интерьер за счет нетрадиционной мебели, предметов культурно-бытового обихода. Начали оклеивать стены, красить полы, оконные рамы, развешивать ковры, репродукции с картин, фотографии в рамках. В некоторых селениях в избы пришел электрический свет и радио.

В наружном декоре расширились способы украшения и мотивы орнамента. В лесных районах появились простая и декоративная обшивка домов, особенно фасада. По соседству с русскими марийцы стали украшать дома архитектурными деталями (крыльцо, мезонины и балконы с решеткой). По соседству с татарами вошло в обычай окрашивание наличников и деталей фронтона. Получает распространение пропильно-накладная резьба.  Среди орнаментальных мотивов появились узоры с советской символикой.

В 1950-1960-е гг. эти нововведения в домостроительстве получают заметное распространение. В связи с укреплением материальной базы сельского строительства стали вводиться типовые дома и постройки. На центральных усадьбах колхозов и совхозов строились многоквартирные дома из кирпича. Повсеместно появились и индивидуальные кирпичные дома сельчан, а также нетрадиционная кровля (рубероид, шифер, жесть). При преобладании прежних типов жилища начала меняться его планировка.

Повсеместно доминирующей в марийских домах оставалась северно-среднерусская планировка. В жилищах горных марийцев сохранился местный вариант южнорусской планировки, который частично переняли и приволжские луговые марийцы. В новых индивидуальных домах появилась   современная планировка с печью ближе к середине избы, ориентированной устьем к т.н. глухой стене, в которой прорубалось окно. Новшеством стали дома с верандами. В эти годы осуществлены сплошная радиофикация и электрификация населенных пунктов, что способствовало распространению электробытовых приборов. Совершенствовался интерьер за счет массовой оклейки, побелки, покраски стен, пола, потолка, перегородок, распространения фабрично-заводской мебели, предметов культурно-бытового обихода и декоративного убранства. Наружный декор разнообразился распространением обшивки стен и полихромной раскраской наличников и фронтона. В южных районах республики появляется украшение фронтона ложной решеткой, его нижние углы закруглялись, что напоминает декор татарского и чувашского жилища. Дома горных марийцев нередко украшаются сложной поволжской городской резьбой по образцам гг. Козьмодемьянска,  Васильсурска и др.

В 1970-1980-е гг. наблюдался дальнейший подъем жилищного строительства на селе. Жилье возводилось силами государства, колхозов и совхозов, шефствовавших предприятий и организаций, индивидуальных застройщиков.  Еще более разнообразились типы и планировка жилищ. Прежние типы «изба + сени», «изба + сени + клеть», разновидности пятистенков значительно пополнились за счет нескольких типов многоквартирных домов, а также городских многоэтажек (преимущественно в два-три этажа) и домов усадебного типа, разработанных местными проектными институтами. Стали возводиться дома из нетрадиционных стройматериалов: кирпича, шлакобетона, арболита, блоков и панелей, получает распространение городская планировка. В домах общественного фонда в различной степени вводятся коммунальные услуги. В эти десятилетия началась газификация сел и деревень.  В индивидуальных домах четче проявилась функциональная дифференциация их частей. Преобладали избы из двух-трех комнат. Продолжают функционировать летние жилые помещения (чулан, клеть, веранда). Распространяется обычай возводить вторую малую избу (изи п?рт), в которой проживают молодожены, старики или взрослые дети, не вступившие в брак, размещаются гости.

Интерьер современного марийского жилища определяют городские стандартизированные формы мебели, предметы культурно-бытового обихода и декоративного убранства. Формы наружного декора, появившиеся ранее, приобретают массовое явление (обшивка, раскраска, отделка архитектурными деталями). Нередко окрашиваются забор, ворота и палисадник перед домом. Преобладает пропильно-накладная резьба. Среди разнообразных привычных орнаментальных узоров встречаются мотивы, напоминающие марийскую вышивку. Новация в декоре – украшение кирпичных домов: узорная кладка в виде орнамента красными кирпичами на белом фоне из силикатных кирпичей. Встречаются также роспись по сухой штукатурке, которой украшаются края оконных проемов, имитируя резной наличник.

Источники:
Марийцы. Историко-этнографические очерки. Редколлегия: Н.С. Попов (ответственный редактор), Т.Л. Молотова, Г.А. Сепеев. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005.

Поселения и жилища Марийского края. Археология и этнография Марийского края.
Вып. 6. Йошкар-Ола.