14 ноября 2017
Песни и танцы
Народные песни, словно зеркало, отражали в образной форме повседневную жизнь и заботы марийцев, их отношение к происходящим событиям. Плавная, немного грустная мелодия позволяла раскрыть переживания и чувства. Марийцы создали множество очень мелодичных, наполненных глубоким смыслом лирических песен, в которых выражались их лучшие качества: простота и открытость, скромность, деликатность, терпимость, трудолюбие, почитание родителей, любовь к родному краю.
Большинство народных песен родилось в процессе свободной импровизации. Среди них выделяются обрядовые и необрядовые песни. В древности, видимо, в песенной форме исполнялись многие легенды, предания, сказки. Существовал особый термин для обозначения сказок в песенной форме – муро йомак – «песня-сказка». Бытовали исторические песни «Песня о малмыжском князе Болтуше», «Песня об Акпарсе», «Рознега» и другие.
Обрядовые песни были тесно связаны с календарно-аграрными праздниками, семейно-родовыми торжествами. В календарно-обрядовых песнях воспевалась главным образом трудовая деятельность людей. Например, в древнем мифологическом гимне девушек-участниц новогоднего девичьего пира «Кӱкшын, кӱкшын курык ӱмбалне» («Высоко, высоко на горе») рассказывалось о девушках, занимавшихся в течение целого года вышиванием. В другой новогодней песне «Просили топор у братьев» говорится о древнем обычае, согласно которому девушки для новогоднего торжества должны были строить специальный дом. В масленичных песнях – «Масленица звенит ручейками» – сохранились заклинательные мотивы, направленные на приближение весны, половодья. Среди марийцев, сохранивших дохристианские верования, бытовали пасхальные песни. Праздник посвящался умершим предкам, поэтому и содержание песен напоминало плач по умершим детям или родителям. Дети сравнивались с безродными кукушонками, лежащими на двухметровой глубине. Из-за специфики основного обряда праздника – проведения поминок в честь умерших – песни этого дня назывались кугече годым кумалме муро, т.е. «песня-молитва, исполняемая в великий день». В прошлом в дни праздников Ага пайрем (праздник весенней пашни), Лышташ пайрем (праздник листьев), в день сбора земляники (изи мӧр погым кечы), коллективного выезда на сенокос и других исполнялись ритуальные песни. Многие из них сохранились лишь частично.
Более устойчивыми оказались песни, связанные с семейными, родовыми обрядами и обычаями. В колыбельных песнях, исполняемых во время укачивания ребенка, в качестве хранителя спокойного сна выступает Тумана – Сова. Нередко для маленьких детей исполнялись плясовые песни, в которых содержались стихотворные строки, подражающие звукам волынки. Подражая звукам волынки, исполнитель песни старался поднять настроение ребенка, заставляя плясать под мелодию.
Большое количество песен исполнялось в праздник инициации девушек – Девичьего пира, который проводился осенью, после уборки урожая (в этнографической группе с головным убором сорока) или в марийский Новый год –Шорыкйол (в этнографической группе с головным убором шымакш). По своему содержанию песни Девичьего пира самые архаические: в них сохранились мифологические образы богинь Юмын удыр – дочери бога, Пиамбар удыр – дочери бога Пиамбара, являвшихся покровителями праздника, Вуд Ава – богини-матери воды, Мланде Ава – богини-матери земли. Песни Девичьего пира выполняли различные функции. В песне «Обошли все село» сообщалось о процессе изготовления праздничного пива – пура, в «Благодарственной песне», исполнявшейся во время подворного сбора солода и других продуктов, выражалась благодарность всему сельскому населению за оказанную помощь в сборе продуктов для проведения праздника.
Величальные песни носили характер импровизации. В них образ гостя всегда представал с положительной стороны: девушки с помощью поэтических сравнений, метафор, эпитетов старались возвысить социальный статус и личные качества человека, поднять его настроение, дать возможность понять свое назначение в жизни. Так, бедных они изображали как благородных, добрых людей, богатых называли самостоятельными («сидит на золоте и серебре»). В Девичьем пире бытовали благодарственные песни, посвящённые хозяину, предоставившему свой дом для проведения праздника совершеннолетия, и музыканту. Они напоминали песню-тост с пожеланиями здоровья, успехов в хозяйственной и семейной жизни.
Богатством поэтических сравнений, жанровой спецификой отличались свадебные песни мари. В состав свадебной поэзии входили различные ритуальные песни: исполняемые во дворе жениха, по пути к дому невесты, у ворот этого дома, во время свадьбы, по пути к дому жениха, в его доме. Песни невесты, которые заменяли плачи, напоминали по содержанию и тематике сиротские песни.
В традиционной культуре народа важное место занимают песни, исполняемые во время поминок в сороковой день, в годовщину смерти. Поминальные песни можно отнести к плачам в песенной форме. Родственники в песнях-плачах выражали скорбь, подавленное состояние, просили богов смилостивиться над судьбами умерших и живых.
Большое развитие в марийском фольклоре получили лирические песни. Среди них можно выделить песни о труде, невзгодах жизни, быте, а также рекрутские (солдатские), сиротские, разбойничьи, ямщицкие, шуточные песни, песни-раздумья и др. Трудовые песни исполнялись при монотонном ручном труде (Йылдырым-йылдырым) или в процессе коллективного строительства плотин, мельниц и других сооружений (Эче ик гaна). Сохранились отголоски бытовавших в прошлом песен охотников, воинов, ямщиков и пр. Протест против зависимого и униженного положения в обществе звучит в сиротских, рекрутских песнях, в задушевных песнях беззащитных женщин («Воды б напилась…», «Несчастная», «Песня молодухи», «Сыновнее горе», «Младший сын», «Из-за леса солнце всходит», «Сирота и ястреб», «Люди в лес идут» и др.). В солдатских и разбойничьих песнях («Ведь земляника-то не поспела») и особенно в песнях-раздумьях, отличающихся глубиной обобщения и философским содержанием, выражается недовольство существующим строем, угнетенным положением народа. В этих песнях отражена тяжелая доля крестьян, озабоченных своей бедностью и нищетой, незавидным социальным положением («Доля», «Жалоба» и др.). В песне «Если б знал я…» лирический герой заключает, что в этой жизни нет ничего прекрасного. Достаточно родиться на три дня, чтобы посмотреть на нее и уйти в мир иной.
Вместе с тем фаталистический взгляд на жизнь не был характерен для марийской народной песни, в ней преобладал жизнеутверждающий мотив. Марийский народ верил в торжество добра над злом, социальную справедливость, будущее счастье. Эта идея особенно ярко выражена в песне: «Тучи чёрные окружили…»:
Жизнь в нужде, в нищете проходит,
Мы идем по земле, как тени…
Зреет сила большая в народе,
Нашу жизнь эта сила изменит.
В народной лирике большое развитие получили любовные песни. В них отражались самые сокровенные чувства исполнителей: любовь к родителям, родным, восхищение красотой природы, переживание первой любви, нежные воспоминания о любимом, горечь разлуки с ним и ожидание свиданий. В конце ХIХ – начале ХХ вв. эта лирика получила дальнейшее развитие в частушках (такмак, лудышмуро). Повсеместно распространились песни-раздумья о жизни, застольные песни, частушки, исполняемые в честь дорогих гостей. Молодежь в частушках стремилась выразить свое понимание счастья, отношение к любимым, переживания в связи со встречей и расставаниями с ними, а также в шутливой форме давала оценку происходящим событиям. В годы советской власти появились частушки, воспевающие социальные перемены в обществе, счастливую жизнь.
В музыкальном творчестве марийцев различают пять фольклорных музыкально-диалектических групп: горномарийская, йошкар-олинская, сернурская, моркинско-волжская и восточномарийская. Они соответствуют специфическим особенностям языка, обычаев, быта, народного костюма марийцев. Музыкально-фольклорные диалекты имеют отличия в ладовой структуре, мелодике, ритмических особенностях. Но существуют и общемарийские черты. Марийская музыка в основном монодийна. Встречаются образцы (стили) фольклорной гетерофонии, в меньшей степени характерные для пения сернурско-торъяльской и йошкар-олинской групп, более развитые у уржумских мари Кировской области и восточных марийцев. Ладовая система относится в целом к ангемитонно-пентатонической системе. При этом для каждой диалектной группы характерны свои виды пентатонического звукоряда. Наиболее отличительные особенности имеет ладовая структура сернурских мари (гемитонная пентатоника).
Для мелодики марийских песен характерны тенденция графичности линии, преобладание принципа тождественной повторности с обращениями, секвенцированием мелодических ячеек, в отдельных группах – с мелкой вариантной техникой (вероятно, эти черты идут от финно-угорских корней). Кроме того, налицо силлабичность песенной структуры, незначительность распевов. Всё это придает марийской мелодике строгую простоту и сдержанность. Ритмике марийских песен свойственна формульность, в старинных пластах господствуют так называемые ямбические ритмические формулы, преобладают триольные фигуры.
Народные танцы (куштымаш) являются одним из популярных видов искусства. Они исполнялись под аккомпанемент волынки, гуслей, гармони, балалайки, барабана, зачастую с песенным сопровождением.
Танцы издревле были связаны с трудовой деятельностью, почитанием природы, обрядами, магическими действиями. В танцевальных движениях отражалась спонтанно раскрывающаяся душа исполнителя, его чувства, настроения, внутренние потенции. Мужские танцы и танцевальные движения, сопровождающиеся притопами (тавымаш), сложными дробями с подскоками, поворотами, символизировали борьбу человека с силами зла, напоминали повадки животных и птиц, лихого наездника, охотника, выслеживающего добычу. В плавных телодвижениях женщин и девушек, умеющих сохранять прямой и свободный корпус даже при исполнении дробей, просматривались черты грациозно плывущих птиц. Своеобразие марийским танцам придавали движения ног танцующих.
Выделялись народные танцы обрядовые (календарно-прадничные, свадебные, поминальные) и игровые. Календарно-праздничные танцы исполнялись во время святок (пляски ряженых, участниц «Девичьего пира», на Пасху, во время праздника пашни (Агавайрем), Семик. Богатым разнообразием танцев отличалась марийская свадьбы. Ритуальные танцы исполнялись заместителем умершего в сороковой день. В игровых танцах, отражающих трудовую деятельность, девушки с помощью танцевальных движений рук изображали посев семян, прополку, уборку, теребление льна или конопли, прядение, процесс тканья полотна, шитье, вышивание и т.д.
По составу исполнителей танцев различались сольные (мужские или женские), парные (мужские, женские, смешанные) массовые. Женские парные танцы преимущественно были линейной формы, состояли из нескольких сольных проходов плавно движущихся навстречу друг другу танцоров, вращения по солнцу вокруг своей оси. Мужские парные танцы носили характер состязательности, боевой настроенности танцоров. Подняв правую руку и скрестив левую руку на уровне бедра, они, приплясывая, шли навстречу друг другу, в центре площадки совершали притоп, а затем, скрестив поднятые руки- круговой пляс по солнцу. Возвращались танцоры с приподнятой левой рукой, как бы демонстрируя свою победу в состязании. Смешанные парные танцы могли исполняться в дуэтном, трио и квартетном вариантах. При исполнении дуэтом мужчина и женщина двигались навстречу друг другу, совершали круговые движения и возвращались обратно. Нередко танцор становился в середину полукруга и исполнял дробь, а девушка двигалась вокруг него по полукругу, на концах которого могла совершать различные развороты с кружением.
Массовые танцы исполнялись на открытой площадке по кругу. Они включали парные кружения, обходы друг друга по ходу движения (плетение веревки), парные танцы в центре круга. В первой части движения по кругу танцоры могли исполнять лирические песни, после чего совершали быстрый ритмический перепляс.
Фильм «Марийский край» был снят к 35-летнему юбилею ансамбля «Марий Эл» в 1974 году. Это красивая история, рассказанная через музыкальную и танцевальную культуру народа мари.
Марийский танец «Верёвочка» (танец восточных мари)
Танец состоит из двух частей:
1-я часть. Музыкальный размер 2/4. Хоровод «Шеен» рассчитан на 20-25 человек исполнителей с обязательным исполнением всеми участниками песни на различные темы на 8 тактов. Повтор куплета — 8 тактов.
2-я часть. Всеми участниками исполняются различные «дробушки» с продвижением вперед (или в повороте), не нарушая рисунок танца «веревочка» («шен»).
Какую «дробь» исполнять, выбирает исполнитель. Могут чередоваться различные варианты. Всем исполнять одинаковую «дробь» необязательно, «дробь»
- Простая «дробушка». Движение исполняется на 4 такта. На «раз» — удар всей стопой правой ноги. На «и» — подскок на левой ноге, повторить 6 раз, в конце 4-го такта — концовка. Руки внизу свободные.
- Простая «дробушка» с выстукиванием. Движение исполняется на 1/2 такта.На «раз» — удар правой ногой. На «и» — подскок на левой ноге, чередуется 6 раз.
- «Пулеметная дробь»: движение исполняется на 4 такта (имитация «дробь» животных).
Исполняется на каждую долю 4/16, иногда встречается на 32 долю. Мелкая непрерывная «дробь» с правой, левой ноги на всю ступню. В конце 4-го такта остановка. Руки сгибаются поочередно в локтях к плечам.
- «Двойная дробушка», 4 такта.
Движение начинается с правой ноги, затем повторение с левой ноги. В конце 4-го такта концовка.
Руки — свободные вдоль туловища, «гуляют» то вперед, то назад.
- Ход «хромого» — припадания вперед по 6-ой позиции. Принято исполнять девушкам, они «ныряют» между исполнителями не нарушая рисунок танца «Шен». Руки сильно прижаты вдоль туловища. Голова гордо приподнята. Взгляд направлен вперед.
Записал М. Ш. Шаймратов. 2009 год
Источники:
Марийцы. Историко-этнографические очерки. Редколлегия: Н.С. Попов (ответственный редактор), Т.Л. Молотова, Г.А. Сепеев. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. .
2. Энциклопедия Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 2009.