14 ноября 2017
Орнамент
У марийцев большое развитие получила орнаментальная вышивка. Как сложная знаковая система, она возникла задолго до появления письменности, являлась носительницей древнейших знаний, ценностных установок. В качестве отделки тканей она применялась во всех деталях женского и мужского костюмов.
Место расположения вышивки было хорошо продумано и в основном связано с покроем, назначением и типом одежды. Как на женской, так и на мужской рубашке её располагали у нагрудного разреза, на плечах и спине, где она часто заканчивалась углом, а на обшлагах рукавов у запястья, на подоле – узкой полоской. Марийцы верили, что людей научили вышивать божества. Согласно мифологическим представлениям народа, первая вышивка появилась по воле Матери Земли, которая, проходя мимо разложенных на снегу белоснежных холстов, решила оставить память о себе и набросала по краю холста зерна овса. Те со временем превратились в вышивку. Поэтому вышивальщицы придавали важное значение каждой линии, каждой черточке.
По мнению марийцев, вышивка выполняла важную роль оберега. Считалось, что она наделена плодородящей силой, способностью укреплять социальные связи, приобщить человека к божествам и предкам, обеспечить единство человека со Вселенной. В то же время орнаментальная вышивка позволяла выделить поло-возрастные различия, обозначить социальный статус человека, его принадлежность к этническому сообществу.
Наиболее нарядной и богато украшенной вышивкой являлись женская рубаха и головные уборы. Вышивали на белом поле холста шерстяными или шелковыми нитками. Главные швы выполнялись по счету нитей основы холста, без предварительного нанесения рисунка, часто с изнаночной стороны. Орнаментальность узора проявляется в равномерном заполнении декорируемой поверхности различными комбинациями геометрических мотивов прямолинейных начертаний в виде прямых полос, пересечённых прямыми и косыми линиями, крестов, углов, треугольников, бордюров из зигзагов, наклонных линий, простых гребенчатых мотивов, ромбов, квадратов и др. Наиболее распространены ромбы: с продлёнными сторонами (лучистые ромбы), выпущенными концами по двум противоположным углам, продленными сторонами по всем углам и размещенными между ними одним-тремя или более отростками и т.д. Встречаются также прямоступенчатые и остроступенчатые ромбы, ромбы, образованные из гребенчатых мотивов, перекрещивающиеся (переплетающиеся) ромбы, ромбы с ровными краями, внутреннее пространство которых заполнено различными вариациями других геометрических мотивов. Ромбические знаки в древнем обществе воспринимались как символы небесных светил, плодородия.
Древнее происхождение имеет и мотив розетки. Исследователи трактуют розетки как воспроизведение солнца, дающего жизнь всему живому на земле. Восьмиконечные розетки воспринимались как символ оберега.
В марийской вышивке широко представлен мотив «крючка», он присутствует почти в каждом узоре и в самых разнообразных вариациях. Самые распространённые – комбинации из парных крючков. Этот мотив имеет различные названия – тага шур («рога барана»), шарды шур («рога оленя-лося»). Довольно распространены и мотивы орнамента зооморфного происхождения. Преобладающими являются сюжеты с предстоящими «у древа» оленями, конями или просто парные изображения водоплавающих птиц – утки, лебедя, гуся. Такие мотивы чаще всего имели место в вышивке головных уборов типа «сорока» и «нашмак» у луговых марийцев, в вышивке мужских кафтанов у ветлужских марийцев. Их изображения направлены обычно в одну сторону или обращены друг к другу. Орнаментальная трактовка оленя передаёт самые характерные детали – его корпус и ветвистые рога.
Мотивы с конями имеют несколько вариантов: кони с всадниками, фантастические («крылатые) кони, одни конские головки. Животные часто комбинируются с растительными формами – дерева, цветка; птицы – без них. В цветочно-растительных мотивах прослеживаются стилизованные изображения хвойных деревьев, различных кустов, составленных из стилизованных веток и цветов-розеток, близких к ромбу или квадрату. Особенно много таких растительных мотивов в вышивке женских головных уборов типа «шарпан» и «шымакш».
Цветовая гамма вышивки марийцев строится из традиционных цветов. Основной рисунок заполняли красными нитками (в каждом случае разного оттенка), для обводки контура пользовались чёрными нитками (в более ранних образцах – тёмно-синими); остальные добавочные – зелёный, голубой, жёлтый (или оранжевый); небольшими вкраплениями «оживляли» холст, усиливая таким образом декоративную звучность общего цветового решения костюма и снижая контрастность красного цвета и белого поля холста.
С конца XIX века за счёт применения анилиновых красителей появляются новые цвета: ярко-голубой, фиолетовый, сиреневый, малиновый, ярко-розовый, ярко-зелёный, лимонный и др. Новые материалы (бумажные промышленные нитки, декоративная тесьма, серебряные, медные и фарфоровые пуговицы, русские серебряные монеты и различные привозные промышленные красители, позумент, мишура и др.) давали возможность внести разнообразие в декор одежды, требовали новых технических приёмов исполнения. Всё это в какой-то мере обогащало творческую фантазию марийских вышивальщиц и вносило новую свежую струю в декор народного костюма. Но промышленные материалы наложили свой отрицательный отпечаток на дальнейшее развитие народного творчества марийцев. Ситец заменяет домотканину, анилиновые красители – цветовую расцветку вышивки, растительные узоры покупных набивных тканей, с обёрток и упаковок фабричной продукции – орнамент и технические приёмы исполнения. Широкое распространение получила заимствованная у русских техника «глади», которая соответственно привела к значительным изменениям стилистики традиционной вышивки марийцев. Рисунок за счёт «глади» строится уже свободно и не зависит от структуры ткани.
Излюбленными растительными мотивами становятся вазоны, бутоны и разнообразные волнообразные и изгибающиеся ветви с цветами и листьями. Получают распространение узоры из одиночных цветов с листьями. В нагрудной вышивке современного женского национального платья узор, например, состоит из цветочных букетов и вазонов с укрупненным рисунком. В узорах по низу платья и передника рисунок строится на движении волнообразного стебля с цветами и листьями (в технике «креста») или представляет фризообразную композицию из разбросанных одиночных цветов с листьями или же повторяющихся вазонов (в технике «глади»). Но сохраняется приём обведения чёрным контуром («росписью»), хотя изменилась техника его исполнения. Доминируют в современной вышивке сельского населения заимствованные швы под названием «русская вышивка», вытеснив традиционные счётные.
Источники:
Крюкова Т.А. Марийская вышивка. Л., 1951.
2. Соловьёва Г.И. Орнамент марийской вышивки. Йошкар-Ола, 1982.