24 января 2018
О традиционной религии марийцев
Ядром духовной культуры марийцев являлись народные верования и культы. Они регулировали все сферы общественной, семейной и личной жизни, оказывали непосредственное воздействие на повседневную жизнь каждого марийца, определяли мировоззрение, характер, поведение, ценностные ориентации и моральные установки людей. Благодаря этому народные верования и традиции в сознании людей выступали как духовная опора и надежда, сплачивали народ, помогали ему сохранить свои самобытные черты. Отличительной чертой традиционных верований марийцев являлось почитание окружающего мира, природы, которая олицетворяла собой божественное начало. Весь природный мир, включая и самого человека, являет собой внутреннюю сущность божественного, поэтому в глазах верующих обладал самоценностью. Предки марийцев, наблюдая за природой, постигали волю божеств, на основе которой учились жить, регулировали общественные отношения. Согласно верованиям мари, растения и животные обладают духовной силой, способностью понимать человеческую речь. Поэтому люди почитали их, старались поддерживать с ними добрые отношения. Вся окружающая природа наделялась жизненной силой, душой, духами, демонами и божествами-покровителями. Существовало представление о множестве душ. Марийцы верили, что материальные (неживые) предметы, растения обладают душами-двойниками. Живые существа кроме этих душ-двойников имели ещё настоящую душу. До настоящего времени сохранились отголоски фетишистского отношения к предметам быта и явлениям природы, почитания птиц (лебедя, дикого гуся и др.), животных (лося/оленя, медведя, коня) и т.д. Деревья воспринимались как живые существа, покровители рода, хранители жизненной силы. Своеобразной формой сакрализации права родовой группы на территорию обитания был культ духов – хозяев определённых территорий «водыж», «вадыш». Они охраняли наиболее значимые для людей места их обитания (дом с очагом, усадьбу, селение, водоемы, общинные луга и поля, земные недра). В каждом жилище обитал свой «водыж».
Покровителем рода и родственной группы являлся дух Керемет. В этом синкретизированном образе переплелись представления о почитаемых силах и явлениях окружающей природы (деревья, птицы и животные, реки, ключи, камни, возвышенные места), духах «водыж», душах умерших, предков, мусульманских святых. «Кереметам» молились в специально отведённых рощах, которые также назывались «кереметями» (керемет ото). Выделялись «керемети» этнических групп.
Хранителями и распространителями знаний об окружающих человека таинственных духах и демонах, способах их умилостивления выступали заклинатели, колдуны (юзо), ворожцы (мужан), прозорливцы (шинчанужшо) и др., с помощью которых марийцы пытались наладить свои отношения со сверхъестественным миром, избавиться от колдовских чар, наладить нормальные взаимоотношения в семье и общине и т.д. Они же занимались выполнением охотничье-промысловых, сельскохозяйственных, лечебно-предохранительных, любовных, вредоносных, метеорологических и других видов магических обрядов, нередко используя при этом некоторые элементы шаманства.
Важное место в культовой практике народа занимало почитание душ умерших, продолжающих, как думали марийцы, жить в потустороннем мире после физической смерти. Особую роль в жизни марийцев играл культ предков «тошто еҥ» (старый человек) или «тошто марий» (старые марийцы). Предки наделялись способностью регулировать семейные, общинные отношения, налаживать контакты с духами и божествами, помогать людям в хозяйственных делах. Неотъемлемой частью верований мари был аграрный культ. Он проявлялся в почитании земных покровителей: богини земли (Мланде ава), ее «господина» (он, хан), рождающей силы (Мланде шочын), хранителя спорины (Мланде перке), пророка (Мланде пиямбар), распорядителя (Мланде саус), духа, владеющего ключами от подземных кладовых (Мланде сравоч) и др. Люди верили, что во всех полях, земельных участках обитают свои покровители. Надежным средством умилостивления божеств считалось жертвоприношение в священной роще.
Марийцы до начала XX века официально числились православными. Они были принудительно окрещены в XVIII веке. Крещение носило формальный характер, новокрещённые не знали элементарных основ православного учения. Вплоть до начала XIX века не была налажена в крае и проповедническая деятельность. Марийцы втайне от властей продолжали соблюдать свои традиционные культы. Чтобы предотвратить возврат новокрещённых к традиционным верованиям, добиться сознательного восприятия ими основ христианства, в 30-50-х годах XIX века были назначены особые миссионеры. Усилился административный контроль за сторонниками дохристианских культов. Распространение православия раскололо религиозное единство народа. Некрещёные марийцы жили в Уфимской, Пермской, частично Вятской и Казанской губерниях. Себя они называли чистыми, неосквернёнными – «чимарий».
Православие оказало заметное влияние на горных мари. Однако и здесь сохранялось почтительное отношение к стихийным силам природы, которые воспринимались как проявления дохристианских божеств. Большинство марийцев придерживалось православно-языческих синкретизированных культов: продолжало выполнять языческие культы, не отказываясь и от услуг православной церкви. Многие образы традиционных божеств были идентифицированы с образами христианских святых.
Переломным моментом в истории марийской традиционной религии стало принятие Закона РФ «О свободе вероисповедания» 25 октября 1990 года. Марийцы получили официальное разрешение на проведение коллективных молений в священных рощах. Усилиями общественных объединений и религиозных активистов в 1991 г. было создано религиозное объединение «Ошмарий-Чимарий» (буквально «Белые мари» – истинно соблюдающие веру предков). В настоящее время официально функционирует Республиканское объединение традиционной марийской религии, руководителем которого является А.И. Таныгин. Участники возрождения традиционной религии проводят моления, научно-практические конференции, распространяют тексты языческих молитв и заклинаний. Ведутся работы по сближению культовых традиций территориальных групп марийцев, выработке единых концептуальных основ религиозного учения.
Источники:
Марийцы. Историко-этнографические очерки. Редколлегия: Н.С. Попов (ответственный редактор), Т.Л. Молотова, Г.А. Сепеев. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. С. 215-227.