Хранители Родного Языка

Информационно-познавательный портал для носителей и всех, кто интересуется северо-западным наречием марийского языка

14 ноября 2017

Национальный костюм

Марийский народный костюм – одно из самых ярких проявлений самобытной культуры этноса, был и остаётся символом этнической идентичности. В нём отражаются представления народа о поло-возрастных отличиях людей, красоте человеческого тела, личной гигиене, уюте, человеческой скромности, стремлении марийцев придерживаться принципа целесообразности в выборе средств жизнеобеспечения, а также о трудолюбии и мастерстве женщины-хозяйки. Способы и нормы ношения костюма зависели от природно-климатических, социально-экономических, исторических условий, религиозных и эстетических установок народа. В то же время каждый человек стремился подчёркивать своей одеждой и манерой одеваться свою индивидуальность.

«Магические символы мари» — документальный фильм 1994 года из фондов Марийского телевидения . Обряды, вышивка, наряды, головные уборы и украшения – во всём этом кроется особый смысл. Какие значения заключают в себе поверья марийского народа?

Традиционный марийский костюм как мужской, так и женский состоял из рубахи, кафтана, штанов, пояса с подвесками, головного убора, кожаной обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами. Женский костюм дополнялся шейными, грудными, поясничными украшениями (шийдарман), серьгами, кольцами, браслетами.

Традиционный костюм марийцы изготовляли сами из домашнего холста (вынер), чаще из конопляного, реже – льняного, сукна (ыштыраш) и полусукна (межтореш, понитка), выделанных шкур животных, шерсти.

Марийский народный костюм

Традиционная нательная рубаха (тувыр, тогор) имела туникообразный покрой. Перегнутое пополам полотнище холста составляло перед и спинку рубахи, к нему под прямым углом в ширину точи холста пришивали рукава, а под рукава к стану – боковины в виде прямоугольных полотнищ перегнутых продольно. В локальных группах марийцев рубаха различалась расположением разреза на груди. Старинные мужские рубахи части луговых (Уржумский уезд) и восточных (уральских) мари шили с правым асимметричным грудным разрезом. Левый грудной разрез имелся на рубахах небольшой части луговых марийцев Яранского уезда. Рубаха с центральным грудным разрезом бытовала среди горных, части луговых и восточных мари. Грудной разрез традиционной мужской рубахи скреплялся при помощи двух нитяных завязок (мелгандыра). Рубахи шили с подоплекой (туп) из посконного холста с ластовицами (олто, кыштек). У горных мари ластовицы делали из кумача. Мужские рубахи в середине XIX в. были очень длинными, к началу XX в. они становятся значительно короче.

Марийский костюм богато украшался самобытной вышивкой, кумачом, тесьмой. Вышивка (тыр) на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Вышивка выполняла роль оберега, защищая человека от болезней, сглаза. В орнаментации одежды присутствовали половозрастные и социальные знаки. Импровизация вышивки – более позднее явление. Вышивка выполнялась преимущественно красными шерстяными или шелковыми нитками различных оттенков от тёмно-красного до коричневого.

Праздничные холщовые рубахи дополнительно украшались монетами, бисером, позументом и тесьмой.  У восточных мари, наряду с холстом, рубахи шили из пестряди. С конца XIX века среди марийцев начинает распространяться русская косоворотка из фабричных тканей. К этому времени она наиболее широко бытовала в качестве праздничной одежды. По традиции луговые, горные и большинство восточных (за исключением закамских) марийцев носили рубашку в подпоясанном виде.

Штаны (йолаш, ялакш) носили и мужчины, и женщины. У луговых и горных марийцев они были с узким шагом, у восточных – с широким. Традиционные штаны шили из домашнего белого холста. С начала XX века для приготовления мужских штанов начали употреблять окрашенный холст или пестрядь (у восточных мари). Зимой мужчины носили штаны из домашнего полусукна. Праздничные мужские штаны шили из фабричных тканей темной расцветки (сулма).  Горные марийцы с этой целью приобретали хлопчатобумажный бархат (плис).

Пояс (ышты) был незаменимой деталью в общем комплексе мужской одежды и выполнял не только утилитарную функцию – к нему подвешивали ножны, кожаные мешочки для табака, огнива и трута, кошелек для денег и т.д., но он также был снабжен и различными привесками, игравшими роль оберегов.  У марийцев бытовали различные тканые пояса из шерстяных, шелковых и конопляных ниток. Популярными были кожаные пояса. Свадебные и праздничные мужские пояса украшались бисером, серебряными монетами, иногда вышивкой.

Кафтан – важная часть традиционного мужского костюма. Кафтаны подразделяются на летние, демисезонные и зимние. Летом носили лёгкую распашную верхнюю одежду из белого холста (шовыр, шавыр). Она была двух типов: прямой туникообразный кафтан и кафтан-борчатка. Первый бытовал у большинства марийцев, в частности, у луговых и основной части восточных мари. Второй был распространён среди горных и части луговых марийцев. Борта праздничных кафтанов украшались кумачом, тесьмой, у луговых марийцев – вышивкой.

Демисезонные прямоспинные кафтаны (мыжер) шили двух типов: кафтан туникообразного покроя с шалевым воротником и туникообразный кафтан с клиньями в боках, с запахом на левую сторону. Тёплые будничные кафтаны шили из домашнего черного сукна, праздничные – из белого. Белые кафтаны обшивались чёрной домотканой тесьмой. У восточных марийцев наряду с вышеописанными кафтанами бытовала верхняя одежда, характерная  для тюркского населения (камчол, пешмет).

Зимней верхней мужской одеждой была шуба (ужга, ыжга,ожга), прямоспинная или отрезная в талии, преимущественно из овчин, окрашенных в красноватый или черный цвета. Нередко их крыли холстом или сукном. Наиболее ценной считалась шуба, покрытая фабричным сукном. В сильные морозы или в пути надевали тулуп и азям. Тулуп по покрою не отличался от прямоспинной шубы, но был значительно длинней и имел большой воротник. Азям шили из толстого грубого домашнего сукна в виде халата с большим воротником. Его носили те, кто занимался извозом.

Среди летних мужских головных уборов марийцев преобладали валяные шляпы (упш, теркупш) разнообразной формы. Шляпы валяли в домашних условиях: праздничные – из белой шерсти, повседневные – из чёрной. С конца XIX века в костюме мужчин появляется картуз, который в начале становится принадлежностью костюма молодежи. Впоследствии фуражка, заменившая картуз, вытеснила все другие типы летних головных уборов. Зимой мужчины надевали шапки с овчинным околышем и суконным верхом и шапки-ушанки, сшитые из овчины и сукна.

Повседневной обувью мужчин были лапти (йындал, йыдал), сплетённые из семи лык с оборами из этого же материала, при помощи которых лапти закреплялись на ноге. Марийские лапти сочетали прямое и косое плетение. Подошва у них была двойной. Их носили в сочетании с холщовыми (летом) и суконными (зимой) онучами. В дождливую погоду под лапти надевали кожаные мягкие сапоги – бахилы. Из кожаной обуви мужчины носили сапоги (кем), восточные марийцы – сапоги-коты с суконными и войлочными голенищами, которые были восприняты от башкир. Модными считались сапоги со сборами в нижней части голенища. Зимой обувью являлись валенки (портышкем, мижгем). Среди состоятельных марийцев были популярны фабричные узорные валенки.

Женский народный костюм отличался отмужского большей нарядностью и разнообразием. Женская рубаха туникообразного покроя шилась так же, как и мужская. Существовали локальные отличия в покрое нижней части рубахи и рукавов, в расположении грудного разреза, а также в характере орнаментации. Грудной разрез женской рубахи мог располагаться на правой стороне и в центре. У луговых мари бытовали оба этих варианта, у горных преобладал центральный разрез. По всей вероятности, грудной разрез в центре основной точи холста стали размещать в более поздний период – во второй половине XIX в.

Специфические особенности имела и орнаментация рубах. Наиболее богатой отделкой отличалась женская рубаха марийцев Царевококшайского уезда Казанской губернии. У них вышивка располагалась как на груди (мел тыр), концах рукавов (шокш мучаш тыр), подоле (урвалте йыр тыр), так и вдоль всего рукава (шокш мучко тыр), на уровне груди, на спине, орнаментировали также продольные швы рубахи (ургыш воктен тыр). Для орнаментации такой рубахи марийки применяли крашеную шерстяную пряжу. В отличие от них марийки Уржумского уезда вместо шерсти использовали шёлк-сырец, окрашенный в домашних условиях. Марийцы для украшения женских рубах издавна применяли также ленты, тесьму, пуговицы, бисер. У горных мариек рубаха в конце ХIХ века не отличалась столь богатой орнаментацией. Восточные мари женскую рубаху шили из пестрядины. Рубаха имела широкий подол, вместо вышивок пришивались тканые узоры, оборки, ленты.

Верхняя одежда в традиционном женском костюме – кафтаны – летние из белого холста, осенне-весенние из сукна, зимние суконные утеплённые и шубы из овчин. Летние и тёплые кафтаны в целом имели однотипный покрой (прямоспинные, отрезные в талии); различались они локально. Верхняя легкая одежда (шовыр, шавыр) из ткани была трех типов: туникообразный (Царевококшайский уезд Казанской губернии и Яранский уезд Вятской губернии); с выкроенной проймой и отрезной в талии (Козьмодемьянский уезд Казанской губернии); переходный (Уржумский уезд Вятской губернии). Позже отрезной в талии кафтан, бытовавший у горных мариек, появился в комплексе одежды всех луговых мариек. Среди восточных мари были распространены кафтаны, характерные для луговых и горных мариек, а также кафтан тюркского покроя. Последний представлял собой татарско-башкирский камзол или легкий бешмет с широкими рукавами.

В холодный период осени и весны марийцы носили тёплую верхнюю одежду из грубого домашнего сукна (мыжер) с суженными к кисти рукавами. Тёплые суконные кафтаны подразделяются на три типа: туникообразный; с выкроенной проймой (со швом на плече), прямоспинный; с выкроенной проймой, отрезной в талии (горные марийцы). Характер ворота зависел от назначения верхней тёплой одежды. На праздничных кафтанах ворот был открытым, на будничных – закрытым. Праздничные кафтаны шили из белого или серого сукна и украшали по краям кумачом и фабричной тесьмой. Ворот такого кафтана по краям украшался серебряными монетами. На будничные кафтаны шло сукно коричневого или черного цвета.

По покрою зимние суконные кафтаны не отличались от весенне-осенних. Они утеплялись только в верхней части. Зимой женщины надевали шубу (ужга, ыжга ожга) из крашеной овчины чёрного или коричнево-красного цвета. Шили шубы со швом на плече, отрезными в талии, а ниже талии сборчатыми. Горные марийки украшали шубу желтым мехом (котик). Количество шкур, употребляемых на шубу, зависело от состоятельности заказчика. Богатой считалась шуба с большим количеством сборок, на которую уходило 10-12 овчин. Наиболее ценной у марийцев считалась шуба, покрытая фабричным сукном.

Важной частью марийского женского костюма являлись пояса, передники и поясные украшения. Пояса подразделяются на два вида – повседневные и праздничные. Будничные пояса длиной 2-2,5 м и шириной 2-4 см ткали из разноцветной шерстяной, реже шелковой пряжи. К таким поясам привешивались мешочки для хранения денег, ниток, иголок и т.д. Празднично-обрядовые пояса украшались монетами, кистями, бусами, пуговицами. Для опоясывания верхней одежды применяли самотканые шерстяные кушаки. С конца XIX века в костюме мариек появляются яркие фабричные кушаки.

Передники были важной частью женского костюма. Они могли быть с грудкой и без неё, украшались вышивкой, тесьмой, кружевами. Передник с грудкой вошёл в состав костюмного комплекса горных и восточных мариек в одно и то же время – в конце ХIХ века. У восточных мариек фартук украшался тканым узором, лентами, позументом, бисером, блестками.

Головной убор – знак, указывающий на возраст, общественное положение носительницы Замужние женщины носили головные уборы различных типов: каркасные, остроконечные шурка и шымакш; лопатообразная сорока; мягкий полотенчатый шарпан, платки. Женские головные уборы мариек имеют сложное происхождение. Наиболее древним можно считать высокий головной убор на каркасе – шурка. Это берестяной или кожаный остов высотой до 40 см, обтянутый кумачом с длинной холщовой лопастью сзади, которая прикреплялась к поясу. Он в прошлом был распространён среди всех луговых марийцев. Древний марийский женский головной убор находит аналогии с подобными уборами других народов: мордвы, удмуртов, казахов. Некоторые исследователи появление таких головных уборов связывают с влиянием скифских традиций.

Шымакш представлял собой прямоугольный кусок холста (55-20 см), один из концов которого сшивается в виде колпачка. Весь головной убор богато украшался вышивкой. На голове он закреплялся при помощи берестяного или войлочного колпачка. Шымакш – также один из древних головных уборов марийцев, который носили не только женщины, но и мужчины. Сорока – другой тип каркасного головного убора. С боков к очелью пришивались завязки или «крылья». Конец головного убора спускался на плечи. Головной убор надевался на холщовую шапочку – волосник. Сорока не является архаичным женским головным убором марийцев и воспринята от русского населения в период христианизации. Переняв форму головного убора, марийцы перенесли на неё свои орнаментальные мотивы.

Третий тип головного убора, бытовавший у всех трех этнографических групп народа, был составным. Он представлял собой мягкий полотенчатый шарпан из холста. Его носили всегда в сочетании с нашмакомШарпан – это полотенце (2-2,3 м), богато украшенное по краям вышивкой, тесьмой, а нашмак – узкая орнаментированная полоса холста, которая прикреплялась к шарпану с помощью металлических заколок. У разных этнографических групп имелись различия не только в размерах нашмака, его орнаментации, но и в способе ношения головного убора. Луговые марийки шарпаном закрывали полностью шею, затылок и косу, а горные – только шею и косу. Восточные марийки носили лишь шарпан, нашмака у них не было. В тёплое время года они обертывали голову полотенцем, опуская один его конец на спину, а в прохладную погоду им закрывали голову и шею. Полотенчатый головной  убор шарпан имеет прямые аналогии с уборами тюркских народов: башкир, татар, чувашей, от которых, видимо, он был и заимствован.

Четвёртый тип – платок из холста (шовыч, шавыц, солык) с вышивкой. Их носили поверх остроконечного шымакша и сороки. Поверх первого головного убора надевался треугольный платок, на второй – четырехугольный. Зимой надевали тёплые платки-шали, сотканные из шерстяных ниток.

Обязательной принадлежностью свадебного наряда невесты всех групп марийцев было богато вышитое покрывало, которое сшивалось из двух полос холста. В начале XX века холщовые покрывала стали заменяться фабричными шелковыми платками.

Шапки (упш) женщины и девушки носили в зимний период. У луговых мариек бытовала высокая шапка с суконным красным верхом и лисьей опушкой, у горных мариек меховая опушка была из бобра, верх также украшался фабричной тесьмой. Шапка такой формы утратила свое назначение к концу XIX века. Шапка с лисьим мехом сохранилась в свадебном костюмном комплексе мариек северо-восточных районов Марий Эл до наших дней. Шапки из мерлушки в виде кубанки с круглым суконным верхом бытовали среди луговых и горных мариек: у первых подобные шапки использовались также в качестве свадебного головного убора невесты и праздничного зимнего головного убора женщин.

Каждому описанному выше женскому головному убору соответствовали определённые сложные прически. Девушки-марийки, как и девушки у многих народов Европы, заплетали волосы в одну косу. Смена прически на женскую происходила во время особого обряда, затем следовала и смена головного убора. Это символизировало переход девушки в группу замужних женщин.

Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую (будничная), кожаную (праздничная) и шерстяную (валенки). Самой распространенной обувью марийцев были лапти (йыдал, едал). Повседневные лапти плели из семи лык, а праздничные – из девяти. Праздничные лапти  иногда  в  носовой  части украшались красной лентой, вплетавшейся вместе с лыком. В весенне-летний период к ним пришивали деревянную подошву (шакляка) высотой 3-4 см, чтобы в обувь не проникала вода. Оборы лаптей обычно были свиты из лыка или шерсти. Лапти горных мариек имели очень маленькую головку шириной 1,5-2 см, поэтому к ней прикреплялись тонкие верёвочки из лыка, чтобы они лучше держались на ступне. Поволжские марийки всегда носили лапти в сочетании с белыми холщовыми и чёрными суконными онучами. У горных мариек стопа и голень полностью обертывались чёрными онучами, но не так толсто, как у луговых.

Способ обувания имел чётко разграниченные территориальные особенности, заключавшиеся в украшении шерстяных онучей, а самое главное – в способе завязывания обор. Горные и часть луговых мариек (Царевококшайский, Яранский уезды) завязывали оборы у колена, женщины Уржумского уезда – на середине голени. Суконные праздничные онучи луговых мариек украшались тесьмой, бисером, пуговицами, монетами, тогда как на онучах у горных мариек не имелось никаких украшений. Из липового лыка, а иногда из бересты плели ступни. Этот тип обуви использовался только во время домашних работ.

Кожаная обувь ценилась, и ее старались надевать в праздничные дни. Поволжские марийки носили сапоги (кем) и ботинки на каблуке. В большей степени кожаная обувь была распространена среди восточных, в частности среди уральских марийцев, которые проживали ближе к промышленным центрам и больше занимались промыслами и отходничеством.

В зимний период носили валенки (портышкем, межгем, мижгем) из чёрной или белой шерсти, которые изготовляли местные мастера.

Одежда марийцев функционально подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу предметов, форме и покрою во многом повторял будничный, но выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Наиболее красочна свадебная одежда марийцев. Большое значение придавалось одежде невесты, жениха, а также костюму участниц свадебного обряда – поезжанок.

К настоящему времени марийцы сумели выработать современный национальный костюм, сохранив при этом многие особенности традиционного народного костюма. В современном быту сохраняются наиболее рациональные и удобные формы народного костюма, такие как, например, чёрные демисезонные кафтаны, свадебная одежда. Народная одежда применяется и в погребальной обрядности. В настоящее время марийцы проявляют повышенный интерес к своему национальному костюму как к богатому наследию традиционной культуры. Большим спросом пользуются современные формы костюма, с марийской вышивкой. Моделированием стилизованного марийского костюма занимаются модельеры, искусствоведы, художники. Своё мастерство они демонстрируют на различных конкурсах, на празднике Марий вургем пайрем, Всероссийском фестивале национального костюма, фольклорных праздниках и фестивалях и т.д.

Отличительной чертой национального и сценического костюма является использование их как представительского; надевают на национальные праздники, обряды, на съезды марийцев, по торжественным случаям, подчеркивая не только национальную принадлежность, но и принадлежность к той или иной этногруппе (луговые, восточные, горные марийцы).

Источники:
Крюкова Т.А. Марийская вышивка, 1951; Молотова Т.Л.Марийский народный костюм. Йошкар-Ола, 1992
Марийцы. Историко-этнографические очерки. Редколлегия: Н.С. Попов (ответственный редактор), Т.Л. Молотова, Г.А. Сепеев. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005.