14 ноября 2017
Декоративное творчество
Марийцы издавна знали приёмы обработки глины, камня, металла, дерева и растительных материалов, кожи и тканей. Об этом свидетельствуют выявленные археологами скульптурные фигурки животных и птиц, орнаментированная керамика, металлические украшения в виде стилизованных фигурок животных и птиц, различные орнаментированные пластинки. Эти украшения являлись частью древнего костюма. Они изготавливались из различных сплавов, в состав которых входило серебро, способом ковки или чеканки. Орнаментальные узоры наносили резцом, иногда узор просто процарапывали острым предметом.
Издревле получили распространение разнообразные подвески-амулеты и серьги, застёжки-сюльгамы и медные пряжки-фибулы, украшения для кос и отдельных деталей костюма. Из обычных проволочных звеньев овальной или округлой формы, искусно соединённых в одну цепь, изготавливались, например, головные цепочки, из круглой гладкой или из двух перевитых серебряных, часто медных, проволок – височные кольца. Вплоть до конца XIX века сохранились пластинчатые браслеты и щитковые перстни. Характерными элементами древнего костюма были и поясные пряжки, а также украшения в виде лапчатых металлических подвесок для кожаной обуви. Об эстетических вкусах древних мари свидетельствуют кошельки, украшенные тисненым орнаментом, металлическими бляшками и зажимками, латунные игольницы и другие предметы бытового назначения.
В ХVIII – начале ХХ века народное декоративное искусство значительно обогатилось благодаря развитию домашнего производства, усилению этнокультурных контактов с соседями.
Для украшения народного костюма традиционно использовали монеты, позумент, раковины-каури, бисер, стеклярус, пуговицы и др. Оригинальны височные украшения из подвесок с серебряными монетами, раковинами-каури и бисером; ушные подвески с монетами, серьги, выполненные из медной и латунной проволоки, бусин. Особым богатством отличались шейные и нагрудные украшения в виде ожерелий с монетами, раковинами-каури и пуговицами. Так, нагрудные украшения состояли из застёжек-сюльгам и специальных нагрудников прямоугольной и трапециевидной формы с нашитыми монетами и бисером. В комплект наручных украшений входили металлические браслеты и перстни. Браслеты в большинстве случаев были пластинчатыми, украшали их тиснённым или выгравированным (процарапанным) орнаментом из штрихов, точек, вертикальных чёрточек, прямых и косых линий, зубчатых или гребенчатых штампов, треугольников и др. Самые распространённые мотивы – ромб с продленными сторонами и диагональные гребенчатые узоры. Серьги изготавливались из серебра или переплавленных серебряных монет, вместо драгоценных камней использовали отдельные детали бус промышленного производства.
Вплоть до конца XIX века для застёжки грудного разреза женской рубашки марийцы изготавливали брошки-фибулы (сюльгамы), известные как ширкама (почкама). Орнаментированы они были простым гравированным геометрическим рисунком из зигзагов и точек по краю овальной (или круглой) формы фибулы. К ним иногда привешивали несколько коротких цепочек, изготовленных из проволоки с бусинками разных цветов на концах. Принцип декора таких фибул напоминает древнемарийские сюльгамы.
Среди украшений из металла выделяются праздничные шейные узорчатые цепочки («цепочка», «гайтан»), производством которых занимались исключительно в Козьмодемьянском уезде, в частности в деревне Чаломкино (Салым Сола) и окружающих её населенных пунктах. Делали цепочки из так называемого польского (низкопробного) серебра в виде соединённых мелких колечек и решетчатых пластинок. Получалась непрерывная длинная ажурная лента, концы которой замыкались крупными фигурными формами из того же металла. Цепочку соединяли декоративной тканой лентой, при помощи которой подвешивали христианский крест. Луговые марийки занимались изготовлением поясных цепочек из проволоки (стальной или медной). Для дополнительного декора использовали пластмассовые пуговицы, бисер и бусы промышленного изготовления.
В ансамбле женского костюма широко применялись украшения, расшитые бисером. Им обычно декорировали нагрудные украшения. Сочетание бисера, раковин-каури, пуговиц, тесьмы и других элементов украшения придавало особую красочность. Традиционные способы украшения сохранились и в настоящее время, они передаются по наследству от матери к дочери. Приём вышивания бисером характерен и для декора женских тканых и плетёных шерстяных опоясков, холщовых набедренных подвесок и мужских свадебных поясов. Бисерные нанизки пришивались к концам опоясков. Концы нанизок украшались шёлковой бахромой из перевитых ниток. Среди луговых мариек широкое распространение получило плетение всевозможных шерстяных тесёмок и кручёных поясков из цветных толстых шерстяных ниток. Плели ручным способом без особых технических приёмов – путём прямого переплетения цветной пряжи или крючком.
Восточные марийки изготавливали пояса в паласной технике, на ткацких станках. Пояса имели яркую полихромную расцветку, а на концах, как правило, завершались бахромой, разноцветными кистями («махорчиками») с бисером, блёстками, позументом. Составная часть горномарийского народного костюма – тканые пояса. Ткут их и в настоящее время из конопляных, шерстяных и шелковых ниток на особом станке (или ручным способом при помощи палочки и деревянного ножа – «от себя»). Используют и специальное приспособление из квадратных дощечек, заменяющих нитченки. Каждый из поясов ткут в шесть-семь цветов в вертикальном расположении по всей их длине.
Узорное ткачество марийцев, по сравнению с ткачеством других народов Поволжья, было развито слабее. Марийцам оно известно с глубокой древности как важная отрасль домашнего производства. Тканые изделия и вышитые полотенца являлись неотъемлемой составной частью приданого невесты, а также обрядовыми и ритуальными предметами. Восточные марийцы (ныне проживающие в Башкортостане) изготавливали половики и паласы из толстых цветных шерстяных ниток, окрашенных натуральными красителями. Для основы использовали хлопчатобумажные нитки. Декор таких тканых изделий строится на равномерном соотношении широких и узких цветных полос обычно розового, оранжевого, зелёного, красного и чёрного тонов.
Резьбой украшались орудия труда и предметы быта. Например, в виде коньков или конских голов вырезались блоки для ткацких станков. Традиционные принципы резного декора сохранились в украшении замков. Марийские прялки декорировались простым геометрическим узором в технике трёхгранновыемчатой резьбы. Рисунок строится на контрастах крупных и мелких мотивов – большой по размерам лучевой розетки из трехгранных выемок (в центре донца) и мелких зигзагов, прямых линий, образованных контурной порезкой, или скобочек-выемок.
Яркое своеобразие декоративного искусства марийцев проявляется в обработке растительных материалов – лозы, лыка (в технике плетения), бересты (в технике тиснения) и др. Из них изготавливали всевозможные корзины и дорожные сундуки (в технике чарушечного плетения) и туеса. Декор бытовых предметов из коры и бересты сводился к узорному плетению и тиснению. Путём вдавливания деревянными или металлическими штампами узоры наносили на боковые стенки берестяных сосудов (бураков, туесов и др.). Рисунок был линейно-графическим из мелких треугольников, прямых и наклонных линий, зигзагов, кружков. Особенно любимы мотивы розеточного и ромбического вида, которые в прошлом у марийцев являлись символами солнца.
Особо следует выделить туеса – цилиндрические сосуды с круглыми вставными деревянными крышкой и донцем. Боковые стенки таких сосудов шили из вываренных кусков бересты, скрепляли края на местах соединений и сгибов ивовыми прутьями или лыком.
Архитектурная резьба как декоративный элемент крестьянского жилища у марийцев получила массовое распространение в основном во второй половине XIX века. В это время вместо «курных» изб стали строиться избы с большими окнами, фасадом на главную улицу.
Из старых приёмов архитектурного декора следует выделить глухую резьбу типа трёхгранновыемчатой. Орнамент состоит из кругов, розеток, прямых линий, точек, трёхгранных выемок и др. Такая резьба использовалась на надоконных досках, досках, покрывавших фасад и фронтон избы, столбах и подзорах ворот. Характер орнамента в декоре ворот по технике был относительно прост, что обусловливалось возможностями таких инструментов, как топор, долото, циркуль и нож-резец. В построении композиций преобладал ярусный строй с делением поверхности столба по вертикали на три украшаемые плоскости. Каждый ярус подчеркивался горизонтальной линией, выполненной в технике выемок или контурной резьбы. Главный мотив в каждом ярусе – изображение солнца в виде вихревых розеток – выполнялся скобчатыми порезками. Получили широкое распространение солярные знаки, выполненные в виде орнамента с четкими графичными рисунками из кругов и ромбов.
Важный элемент в декоре жилища – оконные наличники, в резьбе которых можно выделить несколько однотипных групп: выемчатая (углубленная) с ее разновидностями (трехгранновыемчатая – каждая выемка состоит из трех граней, ногтевидновыемчатая – в виде углубленных лунок-выемок и скобчатая); глухая (рельефная); пропильная (ажурная, прорезная); накладная; скульптурная. Для узора характерно фризовое распределение рисунка по всей плоскости надоконной доски. В подзоры домов вводилась и барельефная резьба русского типа («судовая», «корабельная резь»), особенно в Козьмодемьянском уезде. В узорах резного невысокого рельефа мы видим мотивы различных листьев, цветов, плодов, которые объединяются в причудливую стилизованную растительную ветку.
В конце XIX столетия в архитектурную резьбу проникла и русская ажурная (пропильная) резьба, которой обильно декорировали подзоры фронтонов, наличники окон и горизонтальные доски ворот. На полотнищах ворот часто помещали накладную резьбу с сильно стилизованными формами из геометрических мотивов. На многих наличниках резьба сочеталась с раскраской.
Начиная с 60-х годов XIX столетия широкое распространение получили кустарные промыслы по обработке дерева, тканей, металлов, растительных материалов и др. Это производство черёмуховой гнутой мебели (столы, стулья, кресла-диваны), плетёных корзин и дорожных сундуков, тарантасных плетёнок, изготовление национальных музыкальных инструментов и сувенирных поделок (резных и выжженных тростей) и др. Широкое распространение получил корзиночный промысел. Будничные вещи в руках умельцев превращались в привлекательные и радующие глаз предметы быта.
В Козьмодемьянском уезде корзины делались из зелёного неочищенного или очищенного круглого и плоского прута ивы (тальника), в основном из колотого и струганого прута (ивовой палки). По форме корзины были двух видов: круглые и овальные (вытянутые по горизонтали). Последние украшали цветными полосками, идущими параллельно одна над другой по верху корзины. В этом же уезде способом плетения из талового и черемухового хвороста делали свадебные тарантасы, экипажные плетенки, гнутую и плетеную мебель из черемухи и клена. Марийские кустари со своими экспонатами принимали участие на всероссийских ярмарках, художественных и промышленных выставках (1896-1913 гг.). Многие экспонаты отмечались дипломами выставок.
К 1860-м годам относится возникновение промысла по обработке дамских (тонких) и мужских (толстых) деревянных тростей с выжженным и резным орнаментом. Как сувениры они не раз упоминались в качестве достопримечательностей Козьмодемьянска в дореволюционных путеводителях по Волге. Орнамент выжженных узоров был разнообразным и обычно состоял из комбинации кругов, точек, прямых, спиралей и винтообразных линий. Ручки тростей делали в виде фигурок птичек или же голов животных.
Среди промыслов по обработке дерева следует назвать и производство расписных дуг, саней, коромысел, сундуков, предметов домашней утвари (чашек, солонок, черпаков, ложек, сосудов для питья, ковшей, туесов и др.), плетеных стульев, столов, лавок, резных деревянных замков, которые являлись предметом вывоза за пределы Марийского края.
По всему краю был распространён кустарно-ткацкий промысел, который удовлетворял главным образом потребности местного населения. Популярностью пользовались изделия из соломки. Соломкой декорировали рамки для фотографий, туалетные коробочки, из нее делали люстры. Среди музыкальных инструментов очень популярными были птички-свистульки, выполненные из глины. Мотивы их росписи несложные, с геометрическим рисунком. В самих формах чувствуется лаконичность и выразительность пластики.
Художественная промышленность в Марийском крае была представлена Ульяновским стекольным заводом, построенным в 1886 году Н.А. Коряковым и получившем известность не только в крае, но и в России. Изготовлялись здесь винные бутылки, рюмки, стеклянная посуда. Изделия завода поставлялись Императорскому двору, экспонировались на выставке хрустальных изделий в г. Казани (1901 г.).
В советский период в конце 1920-х годов в области организуются вышивальные промартели, кружки. В 1929 г. открывается Школа женского труда имени 8 Марта с вышивальным, ткацким и швейным отделениями. Профтехшкола оказала большое влияние на возрождение традиционной вышивки марийского народа. В 1936 году был создан вышивальный цех артели «Труженица» в г. Йошкар-Оле, который внес весомый вклад в дело возрождения национальной вышивки. К концу 1930-х годов в районах республики организовались промартели, специализирующиеся на выпуске вышитых изделий. В орнаменте вышивок использовались не только традиционные узоры, но и элементы советской символики – серп, звезда, молот и другие. Действовало много столярно-токарных мастерских, как, например, Моркинская, Сундырская, Сотнурское ремесленное отделение при бывшем двухклассном училище и др., а в г. Козьмодемьянске – столярно-корзиночная мастерская. Изготавливались прежде всего предметы бытового назначения: столы, стулья, самопрялки, ткацкие станы, тарантасы и пр.
Совершенно новым является промысел по выработке точёных солонок, рамок для фотографий, ложек, половников и чашек с хохломской росписью. Производством этих изделий, например, занимались в артели «Прогресс» (ныне в г. Йошкар-Оле), где работали мастера, прибывшие из г. Семёнова Горьковской области.
В условиях войны тяга марийского народа к искусству традиционной вышивки продолжала сохраняться. В 1943 году работала профтехшкола по художественной вышивке, в районных центрах действовали артели. Вышивальщицы собирали по деревням вышитые изделия, сами разрабатывали новые узоры.
На современном этапе декоративно-прикладное искусство Республики Марий Эл представляет собой сложное художественное явление. Оно развивается в виде домашних ремёсел, в творчестве отдельных профессиональных художников, системе государственного сувенирного производства на основе небольших предприятий и художественных объединений, а также использует труд мастеров-надомников. Среди всех видов традиционного художественного творчества почётное место занимает вышивка.
Вышитые изделия – составная часть декора культурных, административных, бытовых учреждений, промышленных предприятий. Они широко используются в оформительском искусстве. Орнамент вышивки широко применяется в книжной графике. Архитекторы всё чаще используют его в декоре интерьеров. Особенно характерно это для районов республики.
На современном этапе возрождаются многие традиционные виды художественных ремесел марийцев. Для этого в системе министерств лесного и сельского хозяйства создаются художественные производственные участки. Так, в 1969 году было организовано художественное объединение надомного труда с филиалами в районах республики. Ассортимент выпускаемой художественной продукции составляли шкатулки и поделки из бересты, лыка (конфетницы, салфетницы, стаканы для карандашей, туалетные коробочки, корзиночки для цветов и др.), декоративные вешалки и расписные кухонные разделочные доски, традиционные деревянные ложки и половники, плетеная мебель, чеканные панно и резьба по фанере, дереву, швейные изделия с вышивкой, кожаные изделия с аппликацией, вязаная продукция из шерстяной пряжи.
Население продолжает заниматься корзиноплетением из тальника и ивовых прутьев, ивовой лозы, поделками из дерева и бересты, из глины, ткачеством женских поясов и наплечников для горномарийского национального костюма. Среди плотников и столяров немало мастеров, которые «по заказу» украшают жилища своих односельчан. Особенно популярной становится ажурная прорезная и накладная резьба. Сохраняются многие традиционные мотивы резьбы по дереву – солярный знак в виде ромба, восьмиконечной звезды, зооморфная стилизация многих узоров. Широкое распространение получил растительный орнамент. В резьбе нашли отражение отдельные элементы орнамента вышивки как некие знаки-символы национального престижа. В сочетании с резьбой применяется раскраска архитектурных деталей; цвет используется как выразительное средство придания сооружению декоративности. Привычная резьба заменяется иногда цветной цементной штукатуркой с рельефными орнаментальными узорами и сюжетными изображениями. Широкое распространение застекленных веранд приводит к появлению различных декоративных переплетов рам. Вновь возрождается производство сундуков с росписью. Марийские женщины освоили роспись масляными красками на белой хлопчатобумажной ткани при помощи заранее подготовленных трафаретов. Из таких расписных тканей с растительным орнаментом, полихромной расцветкой шьют подзоры и «боковушки» для кроватей, которыми украшают интерьер сельской избы.
Источники:
Марийцы. Историко-этнографические очерки. Редколлегия: Н.С. Попов (ответственный редактор), Т.Л. Молотова, Г.А. Сепеев. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005