Хранители Родного Языка

Информационно-познавательный портал для носителей и всех, кто интересуется северо-западным наречием марийского языка

04 марта 2018

Этноэкспедиция «Семейные ценности и святыни начала XXI века».

С января по декабрь 2018 г. Федеральная национально-культурная автономия марийцев России воплощает в жизнь проект при поддержке  Гранта  Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. В рамках проекта реализуется этнографическая экспедиция «Семейные ценности и святыни начала XXI   века».


Экспедиционная группа в составе научных сотрудников МарНИИЯЛИ этнолога, кандидата исторических наук Н.С.Попова, кандидата исторических наук А.Г.Апшикова, журналиста Р.П.Николаевой, директора Республиканского центра марийской культуры Н.В.Пушкиной, студентов Марийского государственного университета изучает культурное наследие, семейно-бытовые традиции, ценности и святыни.

Нагрудное женское марийское украшение (Кировская область) — суран. Это особый элемент национального костюма, который служит не только украшением, но и оберегом.

В каждой семье есть что-то очень ценное, значимое, бережно хранимое, с почитанием передаваемое из поколения в поколение, напоминающее о дорогих предках, значимых далеких событиях. Семейные святыни: полотенца, иконы, скатерти, ритуальные утвари, обереги, реликвии: тамги, сундуки, фотографии и т.д. хранят единство и сплочённость поколений.

  Кировская область, село Маловитлино 3. Марийская национальная одежда из сундука ПодыгановойЛидии Ильиничны (1946 г.р) 
С 26 февраля по 1 марта экспедиционная группа побывала в Уржумском, Кильмезском, Малмыжском, Яранском районах Кировской области.

Женские украшения ( д. Малая Кильмезь Кильмезского района Кировской обл.). В Кильмезском районе сохранились женские свадебные костюмы, украшения, одежда, которые передавались из поколения в поколение..

В сёлах Байса Уржумского района, Б.Китек Малмыжского района, д.Никуляты Яранского района нашли тисте (тамги).


По словам ученых Н.С.Попова и А.Г.Апшикова, раньше у каждого рода, была своя тамга. Они использовались в XVII-XVIII веках в качестве визитной карточки. В основном тамги ставили на молельных утварях, на священных деревьях (онапу), надгробных плитах и т.д. Это своего рода геральдическая система, следы которые теряются в глубине веков.

В Уржумском, Малмыжском, Кильмезском, Яранском районах Кировской области в сельских школах участники этноэкспедиции провели встречи по сбору семейных ценностей, побывав в школах деревень Байса, Большой Кетек, Карманкино, Малая Кильмезь, Азиково, Никуляты.

Женский головной убор «сорока» д.Никуляты Яранского района. 
По словам Н.Попова: «Семья-гарант, фундамент социальной стабильности государства. Но тем не менее, растёт число разводов, повторных браков, неполных семей, живущих во внебрачном сожительстве. Изменилось демографическое поведение           людей».
Этноэкспедиция, проводимая под названием «Семейные ценности и святыни начала XXI века», преследует цель — укрепление института семьи на основе приобщения молодёжи к изучению народных традиций, семейных ценностей и      святынь. В дальнейшем экспедиционная группа направится по республикам Татарстан, Марий Эл и другим районам Кировской области.

Источник: по материалам Федеральной национально-культурной автономии марийцев России, директора Республиканского центра марийской культуры Н.В.Пушкиной