Хранители Родного Языка

Информационно-познавательный портал для носителей и всех, кто интересуется северо-западным наречием марийского языка

31 января 2018

Андрей Эшпай

Андрей Яковлевич Эшпай советский и российский композитор, пианист, педагог, профессор. Эшпай родился 15 мая 1925 года в городе Козьмодемьянске Марийской АССР. Его отец — Яков Андреевич был одним из первых марийских профессиональных композиторов. Человек богатой творческой фантазии, чуткий и внимательный, он передал сыну интерес к музыке и жажду поиска. Если задуматься над тем, где истоки творческой судьбы Андрея, то одним из ответов обязательно будет: в удивительной жизни и многогранной деятельности его отца. Андрею было три года, когда родители переехали в Москву. Отец учился в аспирантуре Московской консерватории, мать — в педагогическом институте. Шли годы. Каждое лето Андрей проводил у своих родственников Тогаевых на Волге, в Мариинском Посаде. Здесь, где, как скажет взрослый Андрей Эшпай, «даже воздух пропитан музыкой», он сам неожиданно почувствовал тягу к творчеству. Хозяева дома — тонкие ценители прекрасного. Анатолий Николаевич Тогаев — композитор, автор песен, создатель многих хоровых коллективов, учитель пения — играл на гуслях, скрипке, изучал методы работы с хором Митрофана Пятницкого, который подарил ему свой сборник песен с надписью: «Родной душе — родные звуки». Дом Тогаевых славился своими литературно-музыкальными вечерами. К ним «на огонёк» стекались все, кому дорого искусство, от народного певца до маститого композитора. Часто бывал здесь Яков Эшпай. В 1935 году сюда приехали и не хотели расставаться с гостеприимными хозяевами Мариан Коваль, Виктор Белый и венгр Ференц Сабо. Притягательная сила просторов Волги, добрые и открытые сердца окружающих людей, прелесть народных мелодий оказали влияние на чуткую душу подростка.

В 1941 году школу-семилетку имени Гнесиных по классу Листовой закончили Станислав Нейгауз и Андрей Эшпай. Два этих имени многое говорят любителям и ценителям музыки сегодняшних дней.

Вскоре после начала войны Андрей Эшпай с родителями уехал к Тогаевым. Будущий композитор рвался на фронт, но его время еще не пришло. Он учился в школе, участвовал в художественной самодеятельности. Вместе со всеми, кто мог держать лопату, Андрей рыл противотанковые рвы, выезжал в колхозы на уборку урожая.

В 1942 году Андрей Эшпай заканчивает десятый класс и поступает в Чкаловское (Оренбургское) пулеметное училище. За полгода (с января по июнь 1943года) он осваивает первую военную специальность. Однако решающую роль в дальнейшей его судьбе сыграло отличное знание немецкого языка, Андрей Эшпай был направлен в Военный институт иностранных языков. Ускоренными темпами, каких требовала тогда война, закончена учеба, и в конце 1944 года военный переводчик Андрей Эшпай направляется в действующую армию 1-го Белорусского Фронта. Приказом № 62/н от 07.05.1945 года по 146 стрелковой дивизии Эшпай, военный переводчик 2-го разряда 608-го стрелкового полка 146-й Островской Краснознамённой дивизии 3-й Ударной армии, за данные, полученные в результате допроса пленных, которые привели к подавлению множества огневых точек, и личное уничтожение 8 солдат и офицеров противника в боях за Берлин, был награждён орденом Красной Звезды.

От Магнушевского плацдарма (на Висле) в составе Третьей ударной армии, лейтенант взвода разведки Андрей Эшпай прошел путь до Берлина.

Боевой путь Андрея Эшпая отмечен правительственными наградами: орденом Красной Звезды, польской медалью «За Варшаву 1939-1945годах», медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

Вернувшись домой, Андрей Эшпай поступает в музыкальное училище при Московской консерватории. Его приняли сразу на два факультета: фортепианный (класс Т.Ю. Чернова) и композиторский (класс Е.О. Месснера). Оба педагога увидели перед собой юношу с блестящими задатками, умного, увлеченного и очень самостоятельного.

Учиться было трудно и интересно. Перерыв в музыкальных занятиях давал о себе знать. Чернов требовал беглой читки с листа, крепкой пианистической хватки. На уроках Месснера студенты много играли и анализировали, каждый должен был уметь разобраться в музыкальных явлениях различных эпох.

Сильное воздействие на формирование композиторского почерка А.Я. Эшпая оказало изучение стилистики народных песен. Эта область была ему особенно близка. В его памяти жили летние волжские вечера с дивными марийскими, русскими и чувашскими напевами. Он приступает к обработке песен, придавал им форму вокальных и инструментальных миниатюр.

Окончив в 1948 году училище, он поступает в консерваторию, где снова учится на двух факультетах: фортепианном — в классе В.В. Софроницкого и композиторском — в классе Н.П. Ракова. Занятия композицией в последующие полтора года Андрей Эшпай продолжал у Н.Я. Мясковского.

В 1952 году, за год до окончания консерватории, А. Эшпай был принят в Союз композиторов. Государственный экзамен стал еще одним свидетельством расцвета таланта Эшпая. Комиссия признала пианистические и композиторские достижения Эшпая отличными. Так открывалась прямая дорога в школу высшего мастерства — аспирантуру.

В 1956 году Эшпай закончил аспирантуру. Широта его творческих устремлений по-прежнему проявляется в жанровом многообразии: симфоническая, камерная, джазовая, легкая эстрадная и киномузыка, наконец, лирическая песня.

В 1959 году Эшпай закончил Первую симфонию, эпиграфом к которой взял слова Владимира Маяковского: «Надо вырвать радость у грядущих дней».

Новой страницей в творческой биографии композитора явилась встреча с драматическим театром, он пишет музыку к спектаклям «Опасный возраст», «Обыкновенное чудо», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

В феврале 1963 года умер Яков Андреевич Эшпай. Сын тяжело переживал утрату. Отец был для него верным другом, соратником, критиком. Такая потеря невосполнима. Всю скорбь души выразил А.Я. Эшпай в своей новой, Третьей симфонии, посвященной памяти отца.

Волнующей была встреча А.Я. Эшпая в начале 60-х годов с Золтаном Кодаем. Еще ранее Золтан Кодай был дружен с Яковом Андреевичем Эшпаем. Темы их бесед были обширными и весьма интересными. Их сближала большая любовь к народной музыке, имеющей общие корни угрофинского происхождения.

Несколько лет А.Я. Эшпай ведет класс сочинения в московской консерватории имени Чайковского.

Вслед за Скрипичной сонатой, написанной для Третьего Международного конкурса имени Чайковского, появился Концерт для оркестра, впервые исполненный в Ленинграде, в сентябре 1967 года.

Среди сочинений начала 70-х годов выделяется Второй фортепианный концерт. Дирижер Евгений Светланов отметил, что он повсюду пользуется большим успехом и быстро вошел в репертуар многих пианистов. Музыка А. Эшпая впервые прозвучала за рубежом в 1953 году на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте. С тех пор, стремительно набирая высоту и темп, она вышла на музыкальную орбиту планеты.

Неизменный успех сопутствовал симфонической музыке Эшпая в Японии. Радио Германской Демократической Республики познакомило своих слушателей со Вторым фортепианным концертом Эшпая в авторском исполнении.

Радостным было соприкосновение с музыкой А.Я. Эшпая не только для зарубежных музыкантов, но и для исполнителей у себя дома. Вдохновенными пропагандистами творчества Эшпая стали известные советские дирижеры: К. Иванов, Е. Светланов, Г. Рождественский, Г. Проваторов, Ф. Мансуров, В. Дударова, В. Венедиктов и другие. Широкую известность получила скрипичная и фортепианная музыка Андрея Яковлевича, благодаря солистам Э. Грачу, М. Яшвили, В.Третьякову, Т. Николаевой, В. Крайневу, Н. Петрову и многим другим. Дали путевку в жизнь многим песням композитора талантливые певцы: М. Бернес, Р. Сикора, В. Трошин, М. Кристалинская, Е. Кибкало, Э. Хиль. Он написал немало прекрасных песен: «…А снег идет, а снег идет» (стихи Е. Евтушенко) из фильма «Карьера Димы Горина», «Песню об иве», «То ли встречу, то ль не встречу», «Мы с тобой два берега», «Песню о криницах».

Лирическая теплота и задушевность свойственны всему песенному творчеству Эшпая и составляют его отличительную сторону.

Огромную популярность получила песня «Москвичи» («Серёжка с Малой Бронной») на стихи Евгения Винокурова. В 2011 г. в интервью корреспонденту газеты «Аргументы и факты» Андрей Яковлевия Эшпай так рассказывал об истории написания одной из известнейших его песен:

«„Москвичи“ десять лет спустя после Победы я написал для Марка Бернеса. Мы жили на Большой Бронной в полуподвале. К нам ходили через окно. Вот и он так пришёл. Громко крикнул через подоконник: „Марийцы здесь? (Мой папа — мари, он и его двоюродный брат Палантай — основоположники марийской профессиональной музыки.) Есть слова, нужна музыка!“ Я прочёл текст и был буквально ошеломлён. Поразительное совпадение! Всё, о чём писал незнакомый мне тогда поэт Евгений Винокуров, было у меня в жизни! И сонная Висла, и весенняя сырая земля, и улица — Бронная… Брат Валя, который не вернулся с войны, погиб под Ленинградом. А мама всё ждала и ждала его возвращения до последних своих дней… Была даже девушка, которая не дождалась…»

30 апреля 1976 года на сцене Большого театра состоялась премьера балета «Ангара» по пьесе А. Арбузова «Иркутская история». Спектакль, в котором были заняты ведущие силы прославленной балетной труппы, шел с громадным успехом.

Андрей Эшпай — Почетный гражданин городов Козьмодемьянска и Йошкар-Олы, а с 1979 года — Почетный член общества Ф. Листа в США. Он много лет был президентом  Российского авторского общества.

А.Я. Эшпаю присвоено звание «Народный артист СССР» (1981), он удостоен Ленинской премии (1986) за концерт для гобоя с оркестром и «Песни горных и луговых мари» и Государственной премии СССР (1976) за Второй фортепианный концерт. За заслуги перед Отечеством в мирное время он награжден орденами Ленина (1985), Трудового Красного Знамени (1971), Отечественной войны II степени (1985), «Знак Почета» (1967).

Талант А.Я. Эшпая вырос и расцвел на прочном фундаменте русской, советской и прогрессивной западной музыки. Яркой нитью через все его творчество проходит марийская интонация. Композитор живо впитывал новшества в области музыкального языка и всегда давал им оригинальную трактовку. Красочность, изысканность звуковой палитры Эшпая тонкими нитями связана с искусством импрессионистов и в первую очередь с творчеством М. Равеля.

Скончался А.Я. Эшпай в результате инсульта 8 ноября 2015 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Семья композитора:

Супруга — Александра Михайловна Эшпай, пианистка.

Сын — Андрей Андреевич Эшпай, кинорежиссёр, в браке с народной артисткой России Евгенией Павловной Симоновой.

Внучка — Мария Эшпай, пианистка.

Сын — Валентин Андреевич Эшпай (1953—2016), киновед, специалист по современному американскому кино.

Внук — Валентин Эшпай, кинооператор.

Память

В Козьмодемьянске детская школа искусств имени Андрея Эшпая.

В Козьмодемьянске памятная доска  — ул. Чернышевского, 43.

В Йошкар-Оле Всеросийский конкурс-фестиваль молодых музыкантов имени Андрея Эшпая (с 2013).

В Йошкар-Оле Большой концертный зал имени Андрея Эшпая в колледже культуры и искусств.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *