Хранители Родного Языка

Информационно-познавательный портал для носителей и всех, кто интересуется северо-западным наречием марийского языка

14 ноября 2017

Занятия и промыслы

Охота

О развитой охоте марийцев IX-XI вв. свидетельствуют археологические материалы. Во многих памятниках этого времени обнаружены кости диких  животных (в Поветлужье особенно значителен удельный вес костей бобра и куницы),  части  лука, наконечники стрел (с тупыми или костяными насадками), остатки меховой одежды, сшитой из лисьих, куньих  и заячьих шкурок, амулеты из когтей рыси, резцов бобра, клыков кабана и т.д. В документах XVII века нередко упоминаются общественные и частные охотничьи и рыболовные угодья марийцев,  обложенные оброками и пошлинами. Многие отечественные и иностранные авторы XVI-XIX вв. называли марийцев в числе искусных в охоте народов. О важности охоты в средневековый период свидетельствует и тот факт, что беличью шкурку марийцы принимали за эквивалент денежной единицы. Так, кумыр (от кум ур – три белки) равнялась 1 копейке, латшымыр (17 белок) – 5 копейкам и т.д. Наиболее популярными и распространёнными объектами промысловой охоты марийцев из зверей были зайцы, белки, лисицы, волки, медведи, лоси, олени, бобры, а из птиц – рябчики, куропатки, тетерева, дикие утки.

Несмотря на рост народонаселения и расширение хозяйственного освоения территории края в XIX веке, вызвавшие сокращение площади лесов и промысловых угодий, уменьшение состава и количества животного мира, исчезновение некоторых видов промысловых зверей, охота продолжала играть заметную роль в хозяйстве марийцев.

В середине ХIХ века исследователи отмечали, что у луговых марийцев охота продолжала занимать одно из первых мест. Чуваши и марийцы славились как «отличные охотники». Корреспондент газеты «Русский дневник» А. Мартынов писал, что «черемис зверолов и охотник по природе: он не боится медведя, побеждая его с помощью ножа и рогатины, метко стреляет из лука в зверей и почти всегда в голову, чтобы не портить шкурки». Медведя били, используя старинные средства защиты бортей, когда он взбирался на бортное дерево.

По рассказам информаторов, для ловли зайцев, лисиц и других мелких зверей еще в конце XIX – начале  XX  века использовали сети-тенета (мераҥоптыш) длиной  до 30-40 м,  шириной до 2 метров. К расставленным тенетам криком и шумом гнали зверей, где они запутывались или попадали под выстрелы охотников. Зайцев ловили также с помощью капканов и силков, которые устанавливали на заячьих тропах, а также огнестрельным оружием с помощью собаки. При охоте на белок использовали ружья (пычал), луки  и стрелы (янгеж, пикш). Стрелы на мелких зверьков имели костяной наконечник, который оглушал зверька своим ударом, и шкурка при этом оставалась неповреждённой.

Оригинальным способом, применяемым марийцами, была ловушка в виде плетёной из прутьев корзины с захлопывающейся крышкой, с приманкой на поверхности последней. Ею ловили глухарей, тетеревов, рябчиков и куниц. В Вятской губернии был известен также способ охоты на рябчиков с помощью манков – свистка или пищалки. Марийцы осенью приманивали тетеревов с помощью чучел, которые шили из сукна или другой чёрной материи и расставляли в кустах возле леса, причём сами охотники укрывались поблизости в шалашах. Старинным средством массовой охоты на водоплавающую птицу является перевес – крупная сеть, натягиваемая поперек просек, примыкающих к водоемам, на путях перелета птичьих стай с одного водоема на другой.

В настоящее время охотничий промысел остаётся одним из традиционно любимых занятий населения Республики Марий Эл.

Рыболовство

Рыболовство, как и охота, – одно из традиционно развитых видов занятий марийцев, имеющее в крае древнюю историю. В средневековых письменных источниках Вятско-Ветлужское междуречье, в том числе и Марийский край, упоминается как регион, богатый «рыбной ловлей». С вхождением Поволжья в состав Русского государства, лучшие рыбные  угодья на Волге, Ветлуге, Вятке, Суре и других крупных реках были отданы во владение монастырям или казне. Поэтому марийцам приходилось ловить рыбу главным образом на малых реках и внутренних озёрах.

Орудия рыболовства подразделяются на волоковые, ставные, черпальные и удильные. Волоковые средства – невода (вапш, келде), бредни (претньык) использовались как при артельной, так и при семейной ловле. Бредни применяли и при коллективном способе лова с устройством запруды – так называемого двора, характерного для марийцев Вятской губернии. Этот способ бытовал ещё в середине XIX века. Устройство запруды было необходимо и при использовании ставных методов ловли рыбы. Сначала река перегораживалась поперек всего русла, но в запруде оставлялись прогалы. К ним вплотную приставляли сети или морды (мурда, мурья). Сети вязали из конопляных ниток, морды плели из ивовых или черемуховых прутьев, внутрь нее вплетался конус с отверстием для входа рыбы. Морды летом ставили на запрудах, обычно на местах с сильным течением, весной – вдоль берегов озер и речек во время икрометания рыбы.

По данным полевых материалов, из черпальных снастей марийцы использовали саки, наметки (атма, сак). Это сети в форме мешка, прикрепленные к деревянному обручу или треугольнику, насажанному на длинную рукоять. Ими обычно ловили весной с берега во время разлива рек. Летом и ранней осенью применяли удильные способы лова – подпуска и удочки (эҥыр). Ранней осенью, когда вода в реках становится прозрачной и прохладной, а рыба – менее подвижной, ловили с помощью ударного орудия – остроги (аршака, коршака). Марийцы, как и соседние народы Поволжья, ловили и употребляли в пищу все виды рыб, водящиеся в реках и озёрах Волжского бассейна. Хотя рыболовством повсеместно занималось всё марийское население, однако, по данным статистики, оно было достаточно развито как выгодный и обширный промысел в приволжских и прикамских селениях. Рыба сбывалась на местных и окрестных базарах. В целом рыболовство в хозяйстве марийцев в конце XIX – начале XX века носило потребительский характер и превращалось в любительское занятие.

Пчеловодство

Пчеловодство являлось одним из древнейших хозяйственных занятий марийцев. В форме бортничества оно было широко распространено среди населения лесной зоны и следы его, по археологическим данным, известны с эпохи поздней бронзы. В актовых материалах XIV-XVII вв. и разнообразных исторических документах, относящихся к истории Марийского края, встречаются многочисленные упоминания «о черемисских бортных ухожаях» и об уплате марийцами в государеву казну «медвяного оброка» и пошлины.

Добывание меда диких пчёл (ир мӱкш, текте мӱкш), живущих в дуплах бортных деревьев (вопш), сохранилось среди марийцев вплоть до начала XX века. Помимо поиска естественных бортных деревьев пчеловоды делали искусственные борти. Для влезания на бортные деревья использовались специальные верёвки (вопш кандыра, вопш керем) длиной до 15 м. Их вили из пеньки, лыка, а также делали и из сыромятных кожаных полосок. Другим оригинальным средством подъёма на бортное дерево, применяемым пчеловодами-марийцами, служила гнутая деревянная обувка с острыми железными шипами, называемая маскайол (медвежьи лапы) или кыртньыйол (железные ноги).

Переход от бортничесива к колодному пчеловодству произошёл в начале XIX века. Пчёл стали содержать в специально приготовленных ульях-колодах (кашка омарта, пундыш омарта). Появление ульев-колод в практике пчеловодства имело два важных последствия для его дальнейшего развития. Во-первых, оно способствовало переходу к пасечному содержанию пчел, концентрации пчелосемей на компактной территории, во-вторых, оно послужило основой развития домашнего пчеловодства. Наряду с колодными ульями в Марийском крае стали распространяться рамные улья, которые пропагандировались земскими учреждениями. В начале XX века в Марийском крае рамочно-ульевое пчеловодство получило значительное распространение.

Занимаясь пчеловодством, марийцы понимали, что пчёлы очень чувствительны к грязи, резким и острым запахам (лука, табака, спиртного, навоза, пота и др.), не любят тёмный цвет. Поэтому пчеловоды-марийцы приходили на пасеку опрятными, одетыми в чистую белую одежду, старались бережно, аккуратно выполнять все операции по уходу за пчёлами. Пчела пользовалась у марийцев особым почётом и уважением. Она олицетворяла такие положительные качества, как трудолюбие и мастерство, усердие и неутомимость, дружбу и взаимопомощь. Самой лучшей оценкой человека труженика является выражение «трудолюбив как пчела».

Продукты пчеловодства – мед (мӱ) и воск (шыште) – считались одними из самых почитаемых, необходимых при проведении бытовой и религиозной обрядности (медовые напитки, восковые свечи). Полагали, что мёд как чистый продукт питания исцелял от различных болезней. Марийская пословица гласит: «У того, кто держит пчёл, никогда не ноют кости». Просьба о благополучии пчёл, о достатке и прибыли на пчёл и их продукции занимает одно из главных мест в языческих молитвах марийцев. В пантеоне языческих божеств имеются покровители пчёл и пчеловодства: Мӱкш Шочын (Создатель пчел),  Мӱкш Пурыш? (Предопределитель пчел), Мӱкш Суксо (Хранитель пчел) и другие. Перед роением пчёл марийцы-пчеловоды проводили специальное моление, во время которого приносились в жертву домашние животные и птицы.

В советское время, когда велась борьба с кулачеством, пасеки зажиточных пчеловодов перешли в коллективную собственность.  В 30-50-е гг. колхозники получали мёд за трудодни.  Но впоследствии, с началом массовой химизация сельского хозяйства, из-за неумелого и небрежного применения минеральных удобрений, гербицидов и средств борьбы с вредителями на полях и в лесах республики пчеловодство пришло в упадок. Пчеловодством в наши дни преимущественно занимаются марийцы, проживающие в лесных юго-восточных и южных районах Республики Марий Эл.

Земледелие

Первоначальное знакомство населения Марийского края с земледелием, начало его становления, как установлено археологами, относится к концу III – началу II тыс. до н.э. И вплоть до начала II тыс. н.э. оно находилось на доплужной стадии развития. Местное население занималось обработкой пойменных земельных участков, используя для этого простейшие орудия типа палки-«копалки» с костяными и металлическими наконечниками и мотыги.

В IX-XI вв. марийцы переходят к пашенному земледелию, о чём свидетельствуют находки археологов во время раскопок на территории Республики Марий Эл железных сошников и полиц, серпов, остатков зерна и жерновов. Среди возделываемых ими зерновых культур были пшеница, ячмень, полба, просо. Паровое трехполье с унавоженными парами у марийских крестьян утвердилось в XVIII веке. Этому способствовало обогащение их агрокультурной практики в результате развития взаимосвязей с русскими крестьянами.

Наряду с трёхпольной системой земледелия вплоть до конца XIX века сохранились её архаичные предшественники – подсечно-огневая и переложная. Причём, подсека существовала как способ расчистки земли под пашню. Первоначально расчищенный участок из-под леса использовался в качестве сенокосной кулиги либо выгона для пастьбы скота. Перелоги в крестьянском хозяйстве марийцев встречались как вынужденная мера в виду выпаханности малоплодородных почв, в особенности на дальних от поселения участках. Основным удобрением служил навоз. Его вывозили обычно после завершения весенне-полевых работ. Как правило, удобрялись близкие к селениям полосы, отведенные под пар, а также конопляники.

Озимую рожь марийцы начали выращивать под влиянием русских крестьян. Среди яровых хлебов марийцы возделывали: из зерновых – овёс, гречиху, ячмень, пшеницу, полбу, просо; из бобовых культур – горох, вику; из технических – коноплю, лен. Иногда на полях, помимо огородов на усадьбе, сажали картофель, разводили хмель. В яровом поле у марийцев, как и в целом по России, главной культурой считался овес. Гречиху возделывали в южной и юго-восточной части края, в районе традиционно развитого пчеловодства. Остальные зерновые культивировали для семейного употребления. Просо сеяли на новинах, а полбу чаще всего выращивали марийцы, проживающие на пограничных с татарами и чувашами территориях. К традиционно и повсеместно выращиваемой марийцами волокнистой культуре относилась конопля.

В XIX – начале XX века на полях марийских крестьян применялись различные виды пахотных орудий: сохи, косули, плуги. Наиболее распространённой вплоть до середины XIX века была двухсошниковая соха с перекладной полицей (кок кыртнян шога, шогавуй). Она проста и доступна в устройстве, легка и маневренна при вспашке, удобна для транспортировки в условиях малоземелья и чересполосицы. Наконец, соха являлась универсальным орудием для выполнения различных агротехнических работ, адаптирована для применения в условиях почвенно-климатической зоны лесов умеренного пояса. Марийцы юго-восточной части края пользовались односошниковой сохой (ик кыртнян шогавуй), называемой также марийская соха (марла шога). В середине XIX века у них ещё применялись  деревянные плуги типа «сабана» (агавуй). Ими перестали пользоваться в связи с распространением в конце XVIII века более эффективного по качеству работы пахотного орудия косули (агавуй, косиля).

Железные плуги западноевропейского и отечественного производства среди местного населения не получили широкого применения как из-за их дороговизны, так и неприспособленности к местным почвенно-климатическим и социально-экономическим условиям. Орудие обработки почвы борона (тырма, шуйыре) была двух видов: рамная, из брусков и плетёная или вязаная. Последняя к концу ХIХ века выходит из употребления из-за непрочности. Она использовалась при подсечно-огневой и переложной системах земледелия. Бороны с железными зубьями появляются в последней четверти ХIХ века у богатых марийцев. Зажиточные крестьяне Яранского уезда стали приобретать бороны-экстирпаторы типа «драпач».

Основным способом подготовки почвы для посева озимой ржи у марийцев, как и у других народов края, было «двоение», т.е. двойная вспашка. Первовспашку проводили при вывозке навоза на паровое поле, а второй раз пахали накануне посева. На рыхлых почвах, особенно в засушливые годы, марийцы не проводили повторной вспашки. Её заменяла заделка семян сохой после посева.

К уборочной страде марийцы приступали в конце июля – начале августа по завершении сенокоса. В ней обычно участвовала вся семья, кроме больных и малолетних. Для этого пользовались обычными железными серпами (сорла, сарла) заводского производства.

Из яровых хлебов складывали клади удлинённой формы             ( ушкал копна, кужика копна и т.п.) и бабки (упшалтем, шагалтем). По окончании уборки хлебов снопы перевозили на гумно (идым). Здесь их укладывали в большие копны или скирды-кладухи (кинде каван). Уложенные в кладухи снопы обмолачивались поздней осенью или зимой. Впрочем, у зажиточных крестьян они стояли в необмолоченном виде по несколько лет. Для предохранения от сырости и мышей хлебные «кладухи» ставили на специальные помосты со столбами (каван шаге) высотой 50-70 см.

Размол зерна производился на ручных, водяных и ветряных мельницах. Ручными мельницами (кидвакш, кид вӓкш) пользовались ещё древние марийцы. Традиционными в хозяйстве марийцев были водяные мельницы (вудвакш): в основном одно- и двухпоставные, с небольшой производительностью, до 100 пудов муки с каждого постава в день. Водяные мельницы, имевшие до пяти-семи поставов, устраивались по большим рекам – Илети, Большой и Малой Кокшагам, Немде, Ветлуге и др. Ветряные мельницы (мардежвакш) шатрового типа, преимущественно однопоставные, марийцы Казанской губернии начали строить со второй половины XIX века. В двух же уездах с марийским населением Вятской губернии уже в 1844 году их насчитывалось более 1000, а к 1869 году – около 2600. Однако производительность ветряков по сравнению с водяными мельницами была в 2 раза меньше.

Огородничество и садоводство марийских крестьян носили главным образом потребительский характер.  Садоводство в крае получает широкое распространение с середины XIX века в правобережье Волги среди горных марийцев. Здесь климатические условия были более благоприятными для его развития, нежели в левобережье. Основными фруктовыми деревьями являлись яблони следующих сортов: анис, боровинка, украинка, китайка. Садоводство имело товарное значение лишь у зажиточной части крестьян.

Животноводство

Древнее население Марийского края разводило лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Как показывают исследования археологов, в раскопках преобладают костные останки лошади и свиньи, далее – крупного рогатого скота, затем – мелкого. Ведущая роль лошади в животноводстве предков марийцев подтверждается многочисленными находками бронзовых и железных удил, стремян, бляшек и других атрибутов из набора конской сбруи, широким распространением культа коня.

В XIX веке и в последующее время в домашнем хозяйстве содержали лошадей (имне, имни), коров (ушкал, шкал), овец (шорык, шарык), коз (каза, кесе), свиней (сасна), кур (чыве, цыве), гусей (комбо, кампы), уток (лудо, лыды, лодо). Изредка у зажиточных хозяев имелись индейки (немыччыве). Когда крестьяне не были в состоянии держать коров, покупали коз. Значительную роль в хозяйстве марийцев играла овца. Её шерсть использовалась для изготовления одежды и обуви, шкура шла на шубы и полушубки, мясо – в пищу. Овец приносили в жертву во время различных семейных и общественных молений. Почитание овец было характерно для всех народов Поволжья. Овцы и козы менее прихотливы к кормам и уходу. Содержание скота в пастбищный сезон в большинстве марийских селений не требовало особых усилий. Одной из древнейших черт ведения домашнего животноводства в лесной полосе был вольный выпас скота. Этот метод у марийцев, как и у соседних народов, проживающих примерно в равных природно-климатических условиях, сохранился в лесных районах до недавнего времени.

Домашняя птица у марийцев не требовала особого ухода. Из-за простоты содержания в крестьянских хозяйствах больше разводили кур. Куриные яйца являлись своеобразной денежной единицей, за которую у разъезжающих торговцев можно было купить различные товары. Гуси и утки с весны до осени находились на ближайшем водоеме, а хозяева навещали их, в лучшем случае пригоняли домой на ночное время. Птицы эти разводились в основном для приношения в жертву во время различных семейных молений и для изготовления из пуха перин и подушек.

В XX веке в животноводстве Марийского края произошли и происходили существенные изменения. В их основе лежат большие перемены в политической жизни общества, связанные с трансформацией форм собственности. Если в 1920-1930-е гг. осуществлялся процесс обобществления земли и создания коллективных хозяйств, то в 1990-е годы шло разделение коллективной собственности на частные паи, образование индивидуальных фермерских (крестьянских) хозяйств, акционерных обществ. В начале XX столетия в крестьянском хозяйстве края почти 30% домохозяев были безлошадными, около четверти не имели коров. Положение в животноводстве ещё более ухудшилось в результате экономической разрухи в 1914-1920 гг. и жесточайшей засухи 1921 года. В целом по Марийскому краю к 1922 году поголовье лошадей по сравнению с 1913 годом сократилось более чем на 30%, крупного рогатого скота – почти на 40%.

В 1930-е годы положение в животноводстве стабилизировалось, но огромный урон нанесла ему Великая Отечественная война. Потери в войну были восстановлены в 1950-е годы. Со второй половины 1960-х годов, особенно в 1970-1980-е гг., в животноводческой отрасли республики произошли большие положительные перемены. Вместо сотен небольших ферм строились механизированные предприятия по производству мяса, молока, шерсти. Значительное внимание уделялось повышению породистости и продуктивности скота. В молочном стаде стала преобладающей черно-пестрая порода. Были завезены овцы романовской породы.

В жизни марийцев – начале ХХ вв. важную роль играли домашние и кустарные промыслы: обработка волокнистых растений, шерсти, выделка шкур, кожи, изготовление домашней утвари и т.д. Женщины занимались обработкой конопли и льна, шерсти, прядением, вязанием, вышиванием, ткачеством. Изготавливали преимущественно белые, а у восточных мари – пестрядинные ткани, полушерстяную и шерстяную ткань, пояса, тесьму. Достаточное развитие получила крашение пряжи с применением растительных, минеральных, смешанных красителей. Издавна получила развитие выделка шкур домашних и диких животных.

В домашних промыслах значительное внимание уделялось изготовлению предметов быта и утвари, вышивке одежды. Марийские девушки и женщины вышивали узоры без канвы или рисунка по счету нитей.

Со второй половины XIX века получили развитие занятия лесными промыслами (заготовка и сплав леса, смолокурение, рогожное производство, кулеткачество, изготовление плетеных изделий, корзиноплетение и др.), а также производство гнутой мебели, изготовление тростей, музыкальных инструментов и т.д.

Источники:
Калинина О.А., Мамаева М.Н., Молотова Т.Л., Никитина Т.А., Попов Н.С. Марийцы. Йошкар-Ола, 2008.
Марийцы. Историко-этнографические очерки. Редколлегия: Н.С. Попов (ответственный редактор), Т.Л. Молотова, Г.А. Сепеев. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005.