Хранители Родного Языка

Информационно-познавательный портал для носителей и всех, кто интересуется северо-западным наречием марийского языка

13 ноября 2017

Приметы и поверья

Приметы (пале-влак) – один из распространённых жанров фольклора. Основанные на многолетних наблюдениях над окружающей природой, они позволяли народу предугадывать, предвидеть и предсказать погоду, определить наиболее оптимальные сроки проведения сельскохозяйственных работ, чтобы обеспечить урожайность сельскохозяйственных, овощных и плодовых культур.

Марийцы стремились замечать (приметить) малейшие изменения в окружающей природе, в формах и оттенках облаков, характерных проявлениях небесных явлений, перемене направлений ветров и других атмосферных явлений, в поведении домашних и диких животных и птиц, насекомых, перемены в растительном мире, в самочувствии человека, чтобы наперёд предсказать предстоящие ненастья, дожди, предопределить характерные особенности предстоящей зимы, весны или лета, определить предстоящий урожай, происшедшие перемены в жизни промысловых птиц, животных, рыб и т.д.

Марийцы считались знатоками в предсказании будущих урожаев. Пахать марийские крестьяне начинали после того, как распускались берёзовые листья. Распустившиеся листья дуба свидетельствовали о том, что земля в соку. Они, например, чтобы узнать какой сев будет лучше, то есть ранний, средний или поздний, сравнивали первые три снесённые курицей яйца: которое из них будет больше или тяжелее, тот сев и будет лучше. Гречиху сеяли во время цветения черёмухи, покраснения еловых почек. По первым ягодам малины определяли срок сева озимых. Об урожайном годе они узнавали на основе наблюдения за льдом на реках. Если лёд шероховатый (результат осеннего наводнения), следовало ожидать урожайный год. Марийцы замечали: если много еловых почек – быть хорошему урожаю льна, ядрёной будет рожь.

Марийские крестьяне большое значение придавали определению предстоящей погоды, наступлении весны, зимы и т.д. Они считали, что багровая заря предвещает ясную погоду, а красное солнце при закате – дождь. Чаще всего о предстоящих изменениях в погоде марийцы узнавали по пению птиц, поведению насекомых, животных. Крестьяне считали, что иволга к дождю издаёт звуки, похожие на крик кошки, а воробью собираются в кучки накануне установления тёплой погоды, зяблик заливается весёлой песней. Об этом же напоминало рассыхание шишек. Дожди следовало ожидать после появления круторогого новолуния, а стоящая прямо радуга предвещала ясную погоду. Сиплый голосок дятла слышен накануне холодов.

О характере предстоящей весны рассуждали на основе наблюдений за поведением прилетевших птиц. О предстоящем весеннем разливе через две недели свидетельствовало опадение еловых иголок. Марийцы считали, что распускание листьев ясени позже дубовых предвещает короткое и сырое лето. По их мнению, к холодной зиме осенние листья падают дружно. Об этом же свидетельствовало и падение осиновых листьев изнанкой вверх. Слишком необычная вышина муравейника также могла предвещать о предстоящей холодной зиме. По мнению марийцев, мягкая осень предвещала долгую зиму. Они считали, что снег выпавший днём растает, а выпавший ночью – остаётся насовсем. О предстоящей погоде марийцы старались судить, наблюдая за состоянием солнца, луны, раскатами грома и т.д.

Для предсказания погоды марийцы нередко пользовались простыми и оригинальными, чувствительными к влажности и давлению воздуха метеорологическими приборами-гигрометрами. С.К. Кузнецовым было отмечено, что знакомый ему мариец, слывущий в округе колдуном, пользовался особым прибором, устроенным под навесом на столбе. К нему был прибит тонкий, до полутора вершков длины дубовый колышек с закругленным концом, «вокруг которого шла нарезка, и с расщепом у края. К этой нарезке на скрученном вдвое и продетом в расщеп конском волосе привязан был близкий по форме к кубу кусок вязовой гнилушки». В ясную, сухую погоду гнилушка становится легковесной, поэтому сокращающийся от сухости конский волос подтягивал ее кверху. В сырую же погоду или по мере того, как начинает увеличиваться атмосферная влажность, гнилушка пропитывается сыростью, вытягивая своей тяжестью вниз влажный волос. Наблюдателю достаточно было сделать зарубки на столбе, чтобы заметить, как меняется влажность в течение недели, месяца и определить тем самым, предстоящую погоду. Мариец, по словам С.К. Кузнецова, сумел зафиксировать как самый засушливый год, прошедший 35 лет тому назад, так и год самой снежной зимы.

Приметы широко использовались как народный календарь, незаменимый источник мудрости. «Приметами домик держится», «не примечать, так и хлебушка не видать», «без примет ходу нет» – говорилось в народе. Марийцы старались угадывать капризы природы, наблюдая за небесными светилами (солнцем, луной, звездами). Они, например, знали, что перед дождем, дня за два, созвездие Орион выпрямляется, а к ясной погоде принимает свое обычное положение.

Свои приметы имели пчеловоды, рыбаки, охотники. Пчеловоды, например, старались замечать характер весеннего разлива, состояние снежного покрова. Они верили, что дятел, долбящий зимой сухое дерево с корня, предвещает невысокий урожай меда. Хороший медосбор следовало ожидать, если от зимнего солнцестояния до Крещения стояла ясная погода. Туманы во время медосбора также предвещали богатый урожай меда.

Рыбаки верили, что на новолуние рыба ищет мелкое место, а на полнолуние уходит в глубокие места. По их мнению, рыба лучше клюёт во время убывания луны. Считалось, что рыба лучше клюёт при южном ветре.  Рыбаки замечали, что нерест окуня прекращался после окончательного сформирования листа березы. Щука, по их мнению, начинала клевать после того, как распустит листья кряжистый дуб. Щуку легче ловить перед спадом половодья. Налим же играет во время трескучих морозов, карась – во время цветения калины. Лещ лучше клюет во время цветения черемухи. Свои приметы существовали у охотников, собирателей лесных ягод и грибов.

Поверья (ырым) – древние предания, основанные на мистических представлениях о существовании взаимосвязей между явлениями окружающего мира и судьбой человека. В повседневной жизни и быту марийцы придерживались всевозможных суеверий, верили в «вещие сны», магию слова, соблюдали обычаи, имеющие отношение к магии «первого дня». Особенно много суеверий было связано с календарными праздниками и обычаями.

Источник:
Китиков А.Е. Марийские народные приметы. Йошкар-Ола, 1977. 224 с.