13 ноября 2017
Социальный институт марийцев
Общественная жизнь марийцев в историческом прошлом протекала в пределах землячеств и регулировалась племенной верхушкой на основе обычно-правовых норм, опирающихся на принципы коллективизма и родственной солидарности. Пережитки земляческих союзов у горных мари сохранились вплоть до второй половины XIX в. под названием «керем» (большая верёвка). В период Золотой Орды и Казанского ханства были выделены волости, сотни, пятидесятни, десятни, в ведении которых находилась общинная земля.
Во главе этих административных образований стояли старейшины, сотники, облаченные ханской администрацией административной, фискальной, судебной властью. Среди северо-западных марийцев существовал союз общин «Ветлужское кугузство», имеющее своё ополчение, возглавляемое старейшинами – кугузами.
Сельские общины, получившие название «мер» (от русского «мир») функционировали в рамках сотен-волостей, волостей и деревень. В системе государственного управления во второй половине XVI — XVII веке они выполняли функцию земледельческой и фискально-административной организации, низового органа воеводского управления, ответственного за своевременное внесение подушной подати и поддержание правопорядка, выполнение повинностей, требований властей.
После Генерального межевания вводится новая система крестьянского самоуправления, включающую крестьянскую поземельную общину и волостную администрацию. В составе марийских общин выделялись простые (состояли из жителей одного селения), раздельные (включающие в себя сельское общество с отпочковавшимися патронимическими околотками и выселками) и сложные, состоящие из нескольких селений, околотков и выселков, объединенных единой земельной дачей. У марийцев преобладали раздельные и сложные типы общин. Все решения общины принимались на сходах.
Соседско-территориальная община руководила всей хозяйственной деятельностью сельчан, занималась разбором гражданских и некоторых уголовных дел, судопроизводством, поддерживала порядок в деревне. Сельский мир строго следил за соблюдением общепринятых нравственных норм, установившихся традиций в семейной жизни, за взаимоотношениями людей между собой. Управление общиной осуществлялось выборными органами самоуправления с участием совета стариков, суда соседей на основе обычно-правовых норм. Одной из главных функций общины было проведение уравнительных земельных переделов. Переделу подвергались пахотные и сенокосные земли, лесные участки.
Среди марийского крестьянства долгое время существовали две формы семьи – большая семья и малая моногамная семья. Марийские большие семьи представляли собой значительные по численности производственные коллективы, построенные на принципах родства по мужской линии. В состав большой семьи входило несколько брачных пар с детьми. Обычно такие семьи состояли из трёх-четырёх поколений близких родственников по нисходящей и боковым линиям. Во второй половине XIX века численность большой семьи у марийцев колебалась в среднем от 12 до 40 человек. По численности, составу и характеру внутрисемейных отношений большие семьи делились на два типа. К первому относились семьи, отличавшиеся сравнительно длительным периодом существования. В их состав, как правило, входили родственники различных степеней родства как по прямой, так и по боковым линиям: дяди, племянники, двоюродные, троюродные братья и т.д. В XIX столетии среди больших семей преобладали семьи второго типа, состоявшие из родителей и их женатых сынов и внуков, т.е. они представляли собой одну прямую ветвь родственников, выросшую из малой семьи. По численности состава семьи второго типа значительно уступали семьям первого.
Экономической базой функционирования большой семьи как единого коллектива являлось общее ведение хозяйства и коллективное потребление производимых продуктов. Семья сообща пользовалась полученной от общины надельной землей, имела в общей собственности скот, жилые и надворные постройки, сельскохозяйственный инвентарь, продовольственные запасы и т.п. Не все большие семьи находились в одинаковом имущественном положении.
Все трудоспособные взрослые обязаны были принимать участие в общем деле. Вся тяжелая физическая работа лежала на плечах мужчин, хотя женщины также не оставались без работы: они не обрабатывали землю, но помогали сушить сено, убирать хлеб с полей, молотить, веять и т.д.
Огород находился исключительно в ведении женщин, мужчины только готовили землю под посадку растений, а все остальные работы, включая и сбор урожая, выполнялись женщинами. За скотом, кроме лошадей, ухаживали также они.
Большая семья целиком обслуживала сама себя, почти всё необходимое в хозяйстве (предметы утвари, мебель, одежда и т.п.) производилось руками членов семьи. По окончании полевых работ марийские женщины принимались за изготовление одежды. Основным сырьем служила конопля (в некоторых местах, особенно на севере, и лен), а также шерсть.
Большая семья не всегда помещалась одном доме. Если состав её был велик, то строился второй, а со временем, если необходимо, и третий на одной и той же усадьбе, в одном дворе. Все жилые помещения семьей использовались сообща, никакого обособления брачных пар с детьми в большой семье не происходило. Пищу варили в одном доме, и вся семья питалась из одного котла. Во главе большой семьи стоял обычно старший её член – мужчина, носивший название кугырак (большак).
Глава большой семьи, как старший и опытный человек, распоряжался всеми сельскохозяйственными работами в семье, заботился о её благополучии, представлял её на сельском сходе общины и нёс ответственность за все неудачи, которые претерпевала семья. В его ведении находилось всё имущество семьи, он им распоряжался, но без злоупотребления.
Перед смертью глава семьи редко назначал себе преемника. По обычному праву в семьях первого типа им становился один из старших трудоспособных мужчин, отличавшийся трудолюбием, сообразительностью и бережливостью. В семьях второго типа, если после смерти отца сыновья продолжали вести совместное хозяйство и большая семья не распадалась, во главе её становился один из братьев, обычно старший, способный возглавить семью. Новый глава уже не имел той власти, какой обладал его отец. И подобная семья основывалась не на власти кого-либо из братьев, а на взаимном доверии и коллективизме в решении семейных вопросов.
Кроме главы, большую роль в семье играла старшая женщина кува (большуха). В её ведении находилась вся женская половина семьи. Она распоряжалась домашним хозяйством, и мужчины обыкновенно не вмешивались в её дела. Уход за скотом, огородные работы, заготовка продуктов на зиму, прядение, ткачество, шитьё считались женскими занятиями и распределялись хозяйкой дома между снохами и дочерьми. В одних больших семьях снохи топили печь и пекли хлеб по очереди, по неделям, в других – все домашние работы производились всеми снохами вместе. Кува оказывала большое влияние на внутреннюю жизнь семьи. Она улаживала семейные споры и неурядицы, выступала посредницей между главой семьи и иными членами, особенно снохами.
Помимо выполнения сельскохозяйственных и домашних работ, невестки в больших семьях обязаны были изготовлять одежду для мужа и детей. С этой целью для каждой замужней женщины выделялась засеянная коноплей или льном полоса, за которой она сама ухаживала и собирала урожай. Или же между снохами распределялась совместно вытеребленная конопля. Шерстью, как правило, невестки обеспечивались из общественных запасов. Из полученной доли конопли и шерсти мать готовила также приданое дочери. Девушки в семье пользовались особым положением. Они меньше работали, уделяя больше внимания изготовлению приданого, и считались временными членами в семье, так как с замужеством покидали родной дом. В капиталистический период, когда среди марийского крестьянства получили распространение кустарные и отхожие промыслы, на плечи женщины перекладывались и некоторые мужские работы, так как муж, уходя на заработки, надолго покидал свою семью. Если муж занимался дома кустарным промыслом, жена тоже вносила свою лепту в это производство. Были такие кустарные промыслы, как, например, рогожный, кулеткацкий, в которых принимала участие вся его семья.
Господствующей формой семьи у марийцев в феодальный и капиталистический периоды являлась малая моногамная семья, состоявшая из мужа, жены и их детей, иногда она включала в свой состав одного или обоих родителей мужа. Брак в этот период по-прежнему оставался патрилокальным, т.е. жена переходила в дом мужа. Случаи поселения мужа в доме жены были очень редкими, и общественное мнение отрицательно относилось к зятьям-примакам. Обычно в примаки шли бедные марийцы, не имевшие возможности завести своё хозяйство. Крестьяне, не имевшие сыновей, принимали в дом к единственной или младшей дочери мужа, чтобы сохранить хозяйство. Пока оставались живы родители жены, зять-примак находился на положении работника. Только после их смерти он мог возглавить хозяйство, но частнособственническая психология крестьян не позволяла видеть в нём полноправного хозяина, так как основное недвижимое имущество наживалось без его участия.
Патриархальные порядки, господствовавшие в большой семье, сохраняли своё значение и в малой. Вместе с тем экономические потребности жизни малой семьи вносили серьёзные изменения во взаимоотношения её членов по сравнению с большой семьей.
Число трудоспособных членов в ней было ограниченным: это муж, жена и их подросшие дети. В малой семье сложно было провести грань между мужским и женским трудом. По традиции это разделение существовало, но в действительности оно всегда нарушалось. Муж выполнял мужские работы, которых всегда имелось достаточно в крестьянском хозяйстве, ещё во многом сохранявшем свой натуральный облик. Он пахал, боронил, сеял, косил, убирал сено и урожай, вывозил навоз на поля, заготавливал и привозил дрова, ремонтировал жилые и хозяйственные постройки, чинил упряжь и домашнюю утварь, плёл лапти на всю семью и т.п. Жена занималась всеми женскими работами, связанными преимущественно с ведением домашнего хозяйства. Она ухаживала за скотом, следила за огородом, заготавливала впрок различные продукты, обрабатывала коноплю, лён, шерсть, пряла, ткала, шила, вышивала, готовила пищу и т.д. На ней лежала обязанность воспитания малолетних детей
Взаимоотношения супругов в малой семье, воспитание детей также диктовались сложившимися традициями и находились под неусыпным контролем общественного мнения. В малых семьях, где всегда не хватало рабочих рук, дети рано включались в трудовую жизнь семьи, выполняя зачастую непосильные нагрузки. Процесс трудового воспитания включал в себя и физическое воспитание. В народной педагогике все виды воспитания сливались воедино. Дети в своём поведении копировали старших, воспринимая жизненный опыт старшего поколения.
Возросшая роль жены-хозяйки во всех сторонах жизни марийской малой семьи изменила реальное положение женщины в семье. Она получила право голоса в семье. Муж в большинстве случаев при решении важных семейных дел советовался со своей женой. Мелкие хозяйственные вопросы она решала самостоятельно. Ей принадлежала большая роль в устройстве судьбы своих детей. Во многих малых семьях жена пользовалась авторитетом и уважением.
Но юридически женщина в малой семье, как и в большой, находилась в полной зависимости от мужа. При переделах общинных земель женщины не принимались во внимание, так как передел земли до Октябрьской революции проводился только с учетом ревизских или наличных мужских душ. На сельском сходе право голоса имел только глава семьи. В случае его отсутствия на сельский сход мог пойти его взрослый сын. Вдова же не имела права представлять семью в общине.
Всем имуществом малой семьи владел муж. Скот, полученный женой в приданое, считался её собственностью. Жена, во всяком случае, могла всегда заявить о своих правах на него. Однако всё наличное хозяйство считалось собственностью семьи, за которую нёс ответственность глава семьи.
Весь быт марийской крестьянской семьи строго регламентировался неписаными законами сельского мира, который определял сроки исполнения всех сельскохозяйственных и домашних работ, проведения календарных праздников, совершения жертвоприношений и т.п. Поведение и взаимоотношения отдельных возрастных групп в деревенской общине определялись и контролировались общественным мнением, опиравшимся на вековые традиции крестьянской жизни. Взаимоотношения супругов в малой семье, воспитание детей также диктовались сложившимися традициями и находились под неусыпным контролем общественного мнения. В малых семьях, где всегда не хватало рабочих рук, дети рано включались в трудовую жизнь семьи, выполняя зачастую непосильные нагрузки. Процесс трудового воспитания включал в себя и физическое воспитание. В народной педагогике все виды воспитания сливались воедино. Дети в своем поведении копировали старших, воспринимая жизненный опыт старшего поколения.
Длительное время сохранявшиеся патриархальные устои жизни марийской деревни оказывали большое влияние на все стороны быта крестьянской семьи. Развивавшееся в капиталистический период отходничество подрывало эти устои, но не могло уничтожить их окончательно.
Определённое влияние на пересмотр семейных традиций оказала православная церковь, которая стремилась не только регулировать семейно-брачные отношения, но и формировать у верующих представление о семье, как домашней Церкви. Согласно православному учению, семья признавалась самостоятельной, неприкосновенной, имеющей суверенное право на воспитание детей, обладание имуществом. Духовенство учило членов семьи жить духовной, благодатной жизнью, сохранять неразрывность и единство между собой, жить нравственно совершенствуясь в «любви, единомыслии, непорочном жительстве». Все это должно было способствовать формированию представления о браке, как моральном долге.
Марийские крестьяне долгое время смотрели на обряд венчания как на формальную обязанность и соблюдали это таинство лишь под принуждением. В Вятской епархии сводные сожительства марийцев (без церковного венчания) сохранились вплоть до начала ХХ века. Церковь боролась против заключения браков между молодыми людьми, не достигшими совершеннолетия или установленного законами брачного возраста, препятствовала самовольному расторжению браков, осуждала любые нарушения супружеской верности.
В процессе распространения православия в Марийском крае обращалось внимание на преодоление эндогамии, увеличение марийско-русских смешанных браков. Церковь оказывала моральную поддержку русским девушкам, пожелавшим выйти замуж за марийца, поскольку создание национально-смешанной семьи вело не только к развитию родственных отношений между соседствующими народами, но и к их культурному обмену и сближению.
Полигамия (многоженство) и полиандрия (многомужество) не были характерны для марийцев. В архивных документах XVIII века иногда можно встретить упоминание о двоежёнстве. Оно прекратило своё существование в связи с распространением православия.
В XVIII веке и в более позднее время у марийцев отмечались случаи левирата (выход замуж вдовы за младшего брата умершего мужа) и сорората (женитьба на сестре умершей жены).
Бытующая у марийцев система родства несколько отличается от обычной описательной системы, возникшей с появлением малой моногамной семьи. Помимо терминов, обозначающих степень родства, у марийцев существуют термины, разграничивающие родственников по женской и мужской линиям, а также по поколениям. Подобная терминология родства древнее описательной системы и отражает переходные формы от парной к моногамной семье.
Глубокие социально-экономические и культурные преобразования, происшедшие в жизни марийского народа в последние десятилетия, нашли отражение не только в численности и составе семьи, но и во взаимоотношениях её членов, их положении. Большое значение в становлении новых взаимоотношений в марийской семье имело изменение положения женщины-марийки. Сейчас она принимает активное участие во всех сферах жизни, имеет равные с мужчиной права и на работе, и в семье. Один из факторов, обусловивших это, – выравнивание образовательного и культурного уровня мужчин и женщин.
Источники:
Калинина О.А., Мамаева М.Н., Молотова Т.Л., Никитина Т.А., Попов Н.С. Марийцы. Йошкар-Ола, 2008.
Марийцы. Историко-этнографические очерки. Редколлегия: Н.С. Попов (ответственный редактор), Т.Л. Молотова, Г.А. Сепеев. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005