25 января 2018
О Чимбулате
Высокий острый известняковый утёс в горном массиве Вятский Увал на левом берегу реки Немда в Кировской области. Самая почитаемая языческая святыня марийцев, легендарная могила марийского князя Чимбулата. Древнейшее известие о нём — у путешественника Адама Олеария (1636). В старину над рекой Немдой возвышался похожий на человека известняковый утёс высотой 17 м и шириной 25 м. По преданию, там был захоронен великий военный вождь марийцев – легендарный князь Чимбулат (Чумбылат по-марийски). Ежегодно под луной марийцы молились здесь и приносили жертвы. Теперь курган скрыт в лесу, а утёс «Камень», часть Чимбулатского ботанико-геологического комплекса, изменился. До прихода славян (в XII-XIII вв.) нынешний Советский район населяли языческие марийские племена. Они долго не желали принимать христианство, и жертвой борьбы религий стал священный утёс Чимбулат — в 1830 году его взорвали. Это вызвало бунты марийцев, а местные русские жители не раз сталкивались здесь с «чертовщиной», в которой винили дух Чимбулата. Любой, кто приходит посмотреть на действующее языческое капище или просто оказывается в окрестностях, может столкнуться с необъяснимым. Даже если в мистику не верит. Причём аномальная зона, кроме Чимбулатского скального комплекса, включает и Береснятский комплекс с водопадом, Буржатский утёс с Нижне-Вотским городищем и все окрестные пещеры.
Испокон веков, ежегодно в десятую после Пасхи пятницу (то есть, в июне-июле), здесь проводится праздник в честь народного героя Чумбылата. На горе Чимбулат марийские жрецы-карты во главе с верховным картом совершают моление и приносят в жертву домашних животных. В этот день просят блага и изобилия для марийского народа, а также для соседних народов – чтобы все жили в мире. У сил природы просят хорошей погоды и хорошего урожая, отводят стихийные бедствия и пожары.
На самом кургане – табличка с надписью «Курык кугыза» («Хозяин горы», так уважительно именуют вождя), у подножия кургана – дерево с обрядовыми ленточками на ветках и камень-жертвенник. Под крутым склоном горы есть источник, где перед молением люди умываются и пьют воду – это обряд очищения перед входом в священную рощу. На лесной поляне – костры, где варится жертвенное мясо, и столы с едой, которую освящают карты. На картах — особые войлочные шапки, а многие люди одеты в национальные костюмы с ритуальной вышивкой. После праздника на деревьях часто остаются вышитые рушники. Тем, кто приходит к Чумбылату с чистыми помыслами, после молений всегда сопутствует удача. Неудивительно – кроме духа легендарного воина, человек здесь поклоняется и самой природе, наполняется добром и любовью.
«Дай нам силу, Чимбулат!»
4 июля 2008года в молельной роще на горе Чимбулат сотни последователей традиционной марийской веры собрались для таинства общения с Покровителем — легендарным марийским князем Чимбулатом. На Чимбулат съехались более трех сотен приверженцев марийской традиционной религии (МТР) из Марий Эл, Татарстана, Свердловской области, Пермского края. Многие — с семьями. Как рассказал один из приезжих, точной даты моления не существует, она определяется по луне и не может выпадать на вторник или субботу.
Обряд по традициии проходил в молельной роще, которую организовали на вершине горы. Вход в рощу обозначили специальным полотнищем. За ним у приехавших на гору уже не должно быть места ни злым помыслам, ни обсуждению и осуждению. В священном месте нельзя повышать голос, ругаться, равно как и собирать грибы-ягоды, рвать цветы, ломать ветки. И никто этого действительно не делал, не говоря уж о курении или употреблении спиртного. Пили в основном квас. Придя на святое место, верующие спустились к подножию горы, где находится святой источник — бьющий из-под земли холодный ключ. Здесь каждый бросил монету, умылся, помыл руки и попил воды. Работники природного заказника «Пижемский», на территории которого находится Чимбулат, рассказывают, что вода источника действительно известна своей целительной силой: у кого язва затянулась, у кого и похуже хворь прошла. Думали, дело в повышенном содержании в воде серебра, даже сдали на анализ. Оказалось — ничего особенного в воде нет.
По дороге на ключ шли мимо огромного камня — осколка взорванной горы. На саму вершину, где покоится Чимбулат, ступать было нельзя. Молиться и просить удачи, благополучия и здоровья у божества нужно здесь, у отколовшегося сброшенного вниз валуна. Приникая к нему, человек должен ощутить величие и силу того, к кому он обращается с молитвой. Куст, растущий повыше камня, к концу ритуала оказался весь увешан завязанными на нем тряпочками — символом жертвоприношения, а сам камень — усеян монетами.
В молельной роще под священным деревом — онапу (в данном случае — под липой) верующие разложили на столах принесенный с собой хлеб — покупной и собственного изготовления, блины. В хлебе по традиции зажгли свечи и тоже вставили металлические монеты. Как пояснили верующие, деньги («надыр») — обязательная часть жертвоприношения. Она обещает финансовое благополучие в будущем. Рядом зажгли костры и варили в огромных котлах мясо: раз в четыре года это обязательно должна быть говядина или телятина, в остальные годы в жертву приносится домашняя утка или гусь. Хотя в дар можно принести также барана или лошадь. После чтения молитв, тексты которых написаны в специальных молитвенниках, собравшиеся вкушали освященную пищу, а каждый священнослужитель обратился с речью к своей общине. Остатки еды, посуду и тем более мусор паломники увезли с собой — дабы разделить между домашними, но ни в коем случае не скармливать животным. Причем хлеб после освящения становится общим, и его раздают всем поровну…
Общее впечатление от увиденного: красивый, глубоко духовный обряд небольшого, но свято чтущего свои традиции народа, живущего рядом с нами, впечатляет даже приверженца другой веры. И Кировская область при должном, хотя бы в информационном плане, внимании властей могла бы на всю страну прославиться еще одной уникальной местной традицией. Хотя кто его знает, нужно ли это самим марийцам. Ведь у них уже был 1830 год…
По некоторым сведениям, паломничества сюда начались еще в XIV веке. Это совсем не нравилось русской православной церкви, считавшей марийскую веру языческой. В 1830 году по приказу митрополита Филарета священный утес взорвали, а марийцев выселили из этих мест. Но обратить «язычников» в православие не удалось: у обломков камня стали молиться тайно, по ночам. Тайно приезжая семьями, молились у камня и при советской власти. Официально ритуал был разрешен лишь в 1991 году.
Источник: Вятский наблюдатель № 28, июль 2008 года.