Хранители Родного Языка

Информационно-познавательный портал для носителей и всех, кто интересуется северо-западным наречием марийского языка

25 января 2018

Чумбылат — марийский национальный герой

Марийское этническое самосознание выделяет, что души умерших, которые при жизни пожертвовали собою и показали храбрость в борьбе за свободу своего народа, впоследствии стали национальными героями. В мировых религиях на основе такого почитания великих учителей, военачальников, князей появились «пророки», «святые». По такому подобию в марийской религии такие особенные люди, получившие всеобщее уважение, становились общенациональными или локальными божествами. Так,Чумбулат-Кугурак в XI в. стал общемарийским божеством, а некоторые, как, например, Пашкан, Султан керемети, Акпатыр, Алек и др. при своей жизни становились местными, т.е. локальными божествами. В общемарийских религиозных обрядах наблюдается особое почитание предка-богатыря Чумбулата. Согласно преданиям, Чумбулат — князь-воин, который в конце XI века собрал под свое покровительство большую часть разрозненных марийских племен и приказал строить города-крепости. Народ его считал своим северным царем. При нем сложились традиции богослужения, порядок жертвоприношения, которые оставались традиционными на протяжении столетий. Перед военными баталиями ритуал жертвоприношения восполнялся исполнением исторических песен, речитативных рассказов известными и наиболее уважаемыми гуслярами. Их воздействие на слушателей было огромным. Произведения устного народного творчества показывают, что Чумбулат собирал под свои знамена в защиту родной земли и традиционной народной веры десятки тысяч ратников и не раз спасал свой народ от нашествия врагов и продолжал оказывать помощь и после своей смерти. Культ поклонения марийскому легендарному предку Чумбулату не утратил своей актуальности и в наши дни. Чумбулат продолжает оставаться общенародным символом, объединяющим людей в трудное время, и поддерживает их морально.

Местом захоронения легендарного героя считается небольшая гора на реке Немда. В народе это место называют Чумбулат кÿ — Чумбулатов камень, Чумбулат курык — Чумбулатова гора. Любители истории религии родного края, краеведы, преподаватели школ и вузов желают знать более детально и полно об этом памятнике истории и природы края. С этой целью мы публикуем выдержки из статьи С.К. Кузнецова «Поездка к древней черемисской святыне, известной со времен Олеария», которая наиболее детально и полно отражает образ легендарного героя, отношение народа к нему и данные об авторе статьи.

***

«Минувшим летом (1904) я посетил, между прочим, древнейшую святыню луговых черемис — жилище керемета Чумбулата, которую впервые увидал в 1881 году, экскурсируя среди черемис Уржумского и Яранского уездов. Жилище Чумбулата, или как его называют русские, Чумбулатов камень, есть ничто иное, как высокий утес на берегу р. Немды в Яранском уезде Вятской губернии, близ д. Чумбулатовой, Колянурской волости, в полуверсте от названной деревни, вниз по течению реки.

Кто ж такой этот Чумбулат?

Среди представителей злой семьи Керемета, являющегося, собственно говоря, собирательным именем, Чумбулат занимает первое место и внушает черемисам наибольший ужас, требуя себе большего почета, чем все остальные керемети, вместе взятые. Чумбулат известен решительно всем черемисам, но в разговоре никогда не называется этим именем. Обыкновенно, уржумские черемисы зовут его Немда курык кугыза — «дедушка Немдинской горы» или Курык ÿмбал керемет — «на горе живущий Керемет», красноуфимские черемисы — Кугу еҥ «великий человек», а все остальные черемисы — просто Курык кугыза (или кугузя) — «горный дедушка». Черемисы состоят постоянно в неоплатном долгу у Чумбулата и приносят ему каждогодно жертвы по обещанию, а через два года в третий всенародно молятся ему в роще, посвященной его имени в каждом районе, причисленном к одному кюс-ото (роща в честь добрых богов) и состоящем, примерно, из 10 деревень.  Почитание Чумбулата у черемис есть остаток горного культа, столь распространенного у народов монгольской и урало-алтайской группы. Но здесь мы видим ту особенность, что черемисы поклоняются под видом «горного дедушки» не верховному доброму Богу — Юмо, а злому Кереметю, чего, казалось бы, не должно быть; возвышающийся над равниною каменный утес скорее всего должен был вознести мысли молящегося к небу, а между тем черемисин приносит жертву божеству чисто-земного происхождения, относящемуся к категории предков. Нижеприводимая легенда черемис помогает разъяснению дела. Черемисы рассказывают, что давно когда-то был у них славный, могучий богатырь Чумбулат. Вооруженный с головы до ног, появлялся он на коне среди черемис всякий раз, когда неприятель грозил им нападением. Скромный и незаметный в домашнем быту, Чумбулат страшен был врагам и всякий раз быстро сокрушал их. Долго жил он на свете, оберегая черемис от врагов, но, наконец, пришла пора и ему умирать. Плачущие черемисы собрались вокруг него. «Не плачьте, говорил он им: я и мертвый буду вам помогать против неприятеля. Когда вам придется плохо, подойдите к моей могиле и громко скажите: «Чумбулат, вставай! Неприятель пришел!..» Я и встану оборонять вас»… Умер Чумбулат. Торжественно похоронили его черемисы на высокой горе, в полном вооружении и на коне, устроили богатые поминки и горько оплакивали своего богатыря. Прошло мирно некоторое время, но вдруг неожиданно появился сильный враг. Вспомнили черемисы о своем богатыре, побежали к горе и начали громко звать его: «Чумбулат, кынел! Тушман  толын! — Чумбулат, вставай! Неприятель пришел!»…. Раскололась гора, появился оттуда Чумбулат на коне и бросился на врагов. Быстро привел он в беспорядок неприятельское войско, рубил и топтал обезумевших врагов. А когда неприятель исчез, Чумбулат вернулся к своей горе, она раскрылась перед ним и проглотила его вместе с конем. Так прошло много времени, и всякий раз Чумбулат выручал своих единоплеменников из беды. Однажды ребятишки подсмотрели, как старшие вызывают на помощь себе Чумбулата. Начали они играть в войну, подбежали к горе и давай звать Чумбулата, а сами попрятались. Треснула гора, выехал Чумбулат на коне, в полном вооружении. Смотрит перед собой — нет неприятеля! Глянул направо — пусто, налево — нет никого… Тихо поехал он к горе и исчез. Мальчишкам страсть это понравилось: они не замедлили повторить подобную игру. Опять выехал из горы Чумбулат и, не видя врага, с заметным неудовольствием покачал головой, сердито повернув коня к горе. Озорной детворе мало показалось и этого: она в третий раз обеспокоила богатыря. Затряслась земля, с грохотом треснула гора, и выехал оттуда разгневанный Чумбулат, а неприятеля и помину нет: только все окрестные черемисы сбежались на шум. Увидал их Чумбулат и кричит: «Не цените вы моих трудов, черемисы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной издеваться начали, понапрасну меня тревожить! За это буду я теперь не защитником вашим, а лютым врагом: не оборонять буду вас от врагов, а сам стану всячески вредить вам, во всякое время и во всяком деле. И всякая молитва, всякая жертва только на один раз спасет вас от моего гнева! Будете вы меня помнить!..» Повернул Чумбулат своего коня и пропал в горе… Плохо стало теперь черемисам; Чумбулат начал посылать на них одну беду за другою: то неурожай, то мор на людей, то болезнь на скотину. Начались войны то с татарами, то с вотяками, то с русскими, и некому стало заступиться за них. Начали теперь черемисы молиться Чумбулату, как богу, приносить жертвы; но озлобившийся Чумбулат избавляет черемис от беды только за хорошую жертву, а на плохую и не смотрит: подавай ему жеребца! Каются теперь черемисы, что сами виноваты, если Чумбулат из защитника обратился в злейшего врага их: не надо было ребятишкам давать воли…

Такова черемисская легенда о злом Чумбулате. В простейшем виде создалась она, очевидно, очень давно, и в первоначальной редакции сообщала, быть может, только предание о славном богатыре, а когда минули времена независимости, наступило владычество сначала татар, потом русских, этого богатыря сделали черемисы виновником своих невзгод.

Древнейшее известие о Чумблатовом камне находим мы у известного путешественника XVII столетия Олеария, но никто не обращал внимания на это известие, и Чумбулатов камень не останавливал на себе внимания этнографа, хотя урочище это лежит в незначительном расстоянии (4 версты) от уржумско-яранского почтового тракта. Камень этот пользовался особенным почитанием черемис долгое время — вплоть до 80-х годов истекшего (XIX столетия. — Ред.). Но еще большим почитанием пользовалось это место во время Олеария»

Текст взят из брошюры «26 вÿдшор — Марий Талешке кече» (26 апреля — День марийского национального героя), подготовленной Центром-музеем им. В.Колумба в 2003 г.

 

Русский археолог, профессор, член- корреспондент АН СССР (1927г.), уроженец г. Яранска  Александр  Андреевич  Спицын       в   1884г. писал:

«Камень Чимбулат. В своём перечислении черемисских богов (кереметь, немдеку уку, ямшенер, кюбар) миссионеры вторым по значению ставили «беса» Чимбулата. Моления этому богу яранские черемисы устраивали на таком месте, которое как бы самою природою назначено для храма. Холмистые окрестности Кукарки… […] Особенно живописен и величествен тот утёс, который стоит в долине реки Немды у дер. Чимбулат. […] старые властители края, черемисы, изменяя своему обычаю, создали здесь что-то вроде храма, «камень вышиною 11, толщиною 36 аршин» [В оригинале: «…вышиною 11½…» [Андриевский 1881, с. 550, из отчёта яранского земского исправника].; сложен он был из огромных камней, часть которых и теперь беспорядочно разбросана по склону горы, свидетельствуя, что постройка мольбища стоила усердным язычникам не малых трудов; о том же свидетельствуют и следы неширокой лестницы, выбитой на камне, по которой прямо с утёса можно было спуститься вниз. Дорог был черемисам «камень», но им они, покоряясь неизбежной судьбе, подступились [поступились] смелому пришельцу, теперь их не встретишь на целые десятки вёрст в окружности, и так давно удалились они отсюда, что, по уверению местных крестьян, здесь их никогда и не бывало. Ушли, но не забыли своего бога. Ещё в 30-х годах нынешнего столетия поклонники Чимбулата в большом количестве сходились на старое мольбище  и приносили здесь свои жертвы, пока духовные власти не увидели, что существование старого почитаемого «камня» много мешает распространению среди язычников православия, и не решились прибегнуть для его уничтожения к светской власти. Посылая в 1830 г. к черемисам миссионера Покровского, митрополит Филарет просил вятского губернатора распорядиться разрушением камня Чимбулата, «дабы вразумить их о ничтожности сего мнимого божества» [Андриевский 1881, с. 549 [Из послания митрополита Филарета]. Камень был разрушен, с немалыми трудом, осенью того же года по окончании полевых работа яранским исправником. Местные крестьяне рассказывают, что взорвать камень порохом не решились, а разрушили его теми ломами, которые в этой местности употребляются для обработки камня.

Сохранилась ли у черемис хотя слабая память о мольбище бога Чимбулата? Кажется, да. Ещё не так давно один крестьянин, покорыствовавшись на небольшое вознаграждение, приводил сюда издалека черемисина. Это был, вероятно, последний черемисин, полный веры в богов своего народа и попавший сюда не ради праздного любопытства. Боязливо совершил он своё моление и удалился, оставя на камнях свечи и мёд: весело справил этим мёдом крестьянин поминки по язычестве» [Спицын, А. А. Вятская старина / А. Спицын // Календарь Вятской губернии на 1885 год. — Вятка, 1884. — С. 186-188].