Хранители Родного Языка

Информационно-познавательный портал для носителей и всех, кто интересуется северо-западным наречием марийского языка

12 ноября 2017

Из истории села Шапта

Из книги «Список населённых мест», выпущенной в г. Санкт- Петербурге в 1876 году по сведениям 1859-1873г. на стр. 773:

Село Шапта при колодцах, от уездного города Яранск 52 версты, от станового квартала 34 версты.

Число дворов — 44

мужчин- 147

женщин- 158

Село расположено по плоскогорью. Около села есть водный источник (Вершачка), который впадает в р. Кокшага.  В 1/2 версте растёт  хороший лес — Шаптинская казённая дача. В селе церковь Владимирская — построена в 1874 году (деревянная), позднее увезена  в с. Круг Мазары, а рядом построена каменная.

Часовня деревянная — Покровская построена в 1863 году (примеч.:  стояла на перекрёстке у дороги из Кикнура в Шапту, сейчас ул. Советская, там где стоит дом Осокина В.Г.), само здание перевезено на улицу Полевая (дом Демидова Н.А.).

Часовня Лужанская — Успения Пресвятой Богородицы построена в 1893 году.

Приход состоит из 13  населённых пунктов (примечание: Шаптинский с/совет + д. Мулинские, д. Александровские Абрамовского с/с  + Берёзовка, Русская Шудумка, Новосёловка, Видякино,  Гуслянка, Комаровка).

Православных русских в приходе :  муж.пола — 607, жен. пола — 597, крещённых черемис: муж. пола — 461, жен. пола — 437

В селе церковно-приходская школа. Прихожане занимаются земледелием и частично извозничеством.

Медпункт в с. Кикнур в 15 верстах; волостное правление в селе Знаменском (Цекеево) в 7 верстах. Пароходная пристань Кукарская (г. Советск) — в 130 верстах.

Село стоит на  Ветлужском тракту.

Владимирская церковь деревянная, построена в 1874 г. расстоянием от г. Вятки в 275 верстах, от уездного города в 55 верстах, от благочиния в 15 верстах. Часовни деревянные: сельская построена в 1863 г., Лужанская построена в 1893 году.

Причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные. Земли: усадебной 1 десятина 600 сажень, пахотной 31 десятина 1200 сажень, сенокосной 1 десятина 1200 сажень. Братский денежный доход: священника 681 руб. 45 коп., псаломщика 227 руб. 15 коп. Руги собирается на весь причт до 60 пуд. ржи и 100 пуд. овса. Прихожан: православных русских 607 муж. пола, 597 жен. пола, приход состоит из 13 селений расстоянием 2 – 6 верст.

Село расположено по плоскогорью; около села есть водной источник, который впадает в реку Кокшагу, в полуверсте от села растет хороший лес – Шаптинская казенная дача. В селе церковно-приходская школа. Прихожане занимаются главным образом земледелием и частично извозничеством.

В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.».


 

В честь самой почитаемой и самой древней русской иконы – заступнического образа Богоматери Владимирской — в Вятке было создано не так много храмов, а на сегодняшний день осталось всего 4. Это недействующая, но сохранившаяся с 18 века в своем первозданном виде церковь в Верхкуменах, монастырская церковь в Пиксуре и 2 прекрасных, но совершенно разных архитектурных творения — в селе Старый Бурец Малмыжского района, созданное в 18 в., и в селе Шапта Кикнурского района.

Владимирская шаптинская церковь очень похожа на Серафимовскую в Кирове и Покровскую в Кирсе. И это не удивительно. У них один стиль – псевдорусский или, как его еще называют, неорусский, у них примерно одно время создания – начало 20 века, и, конечно же, один архитектор – Иван Аполлонович Чарушин.

Так получилось, что из огромного количества прекрасных храмов, построенных в Вятке замечательным мастером Иваном Чарушиным, остались единицы. Кроме Серафимовской церкви в исторической части Кирова и «храмов-близнецов» — Космодамианского в Трехречье и Михаило-Архангельского в Русском, что в радиусе 25 км от обл. центра, остальные находятся в разных окраинах Кировской области. Это Александро-Невская церковь в Шурме (Уржумский район), один из немногих шатровых храмов в нашем крае. Это великолепный Покровский собор в Кирсе (Верхнекамский район), недавно восстановленная красивейшая церковь в селе Лум (Яранский район) и Владимирская церковь в Шапте (Кикнурский район).

История шаптинской церкви начинается в 1863 году, когда в селе на месте чудесного явления крестьянину Ивану Кугуза иконы Покрова Пресвятой Богородицы срубили небольшую часовню. Это было первое культовое сооружение на больших прирубежных просторах Нижегородчины и Вятки. Спустя 10 лет в селе был выстроен деревянный храм, открыт приход, численность которого постоянно возрастала и, разумеется, со временем встал вопрос о возведении большого каменного храма.

В 1902 г. губернский архитектор Чарушин завершил работу над его проектом, и вскоре началось строительство. Велось оно бригадой каменных дел мастеров под руководством яранского крестьянина Якова Щенникова, взявшего подряд на выполнение работ.

Трехпрестольный храм строили долго, почти 10 лет. Его внешний облик был закончен в 1911 году. Освящение состоялось 8 января 1913 г. В этот день 100 лет назад остатки наполеоновской армии перешли Неман и покинули пределы России. К этой памятной дате было приурочено освящение шаптинской церкви и не случайно, и не удивительно, что храм назвали в честь иконы Владимирской Богоматери, являющейся олицетворением побед над неприятелем, иконы, которой с 12 века молились, прося о защите и мире, иконы, оберегающей русские земли от посягательств недругов и помогающей воинам в их ратном деле.

С 1913 года Владимирская церковь открыла двери для прихожан. Однако роспись стен и украшение интерьера продолжались вплоть до 1929 г., и выполнял их художник-иконописец Иван Филиппович Селезнев. Причем, роспись содержит только сюжеты Нового Завета, рассказывающие о жизни Иисуса Христа, и это является ее особенностью.

Храм закрыли в 1939-м, его здание приспособили в колхозный склад и сельпо. Однако иконостас, бережно заколоченный, и настенные росписи сохранились, сегодня они в хорошем состоянии, собственно, как и здание Владимирской церкви.

Созерцая издалека купола, изящными линиями выделяющиеся на фоне листвы, я не представляла себе, что храм в масштабах села настолько велик, и была очень удивлена его размерам и красоте. Первым делом внешне он мне напомнил не столько церкви, которые перечислила среди творений Чарушина, сколько Златоустовскую церковь в Ныре, проект которой, возможно, тоже выполнен этим мастером архитектуры.

Владимирская церковь изящна и прекрасна. Замечательные сочетания куполов и шатров, которые придают стройность храмовому зданию, а также белого и синего, которые создают, глядя на храм, торжественное и приподнятое настроение, тонкий, пусть и незамысловатый, но со вкусом выполненный каменный декор стен и окон… Ни тени массивности и грузности, несмотря на объемность, устремленность вверх во всех деталях, несмотря на сравнительно небольшую высоту… Храм, которым можно восхищаться и любоваться – настоящая жемчужина вятской глубинки. Он хорошо сохранился внешне, ничего не разрушено — цел сам храм, цела шатровая колокольня. Конечно, ремонт и обновление не помешают, но, как всегда в таких делах, все упирается в финансы, точнее, в их недостаток.

Сегодня Владимирский храм действующий, несмотря на малый приход. Здесь проводят службы несколько раз в месяц.

Статья А.Леттовой «Очарование чарушинского творения. Владимирская церковь в Шапте»
с сайта www.kirovkray.ru


 

В 1863 году в селе Шапта построили небольшую «квадратную на десять саженей» крытую тесом деревянную часовню в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Существует предание, что часовня построена по случаю явления жителю деревни Шаптинской Ивану Кугуза иконы Покрова Пресвятой Богородицы. Явление крестьянину святой иконы послужило ему и его семейству причиной оставить языческие верования и обряды и стать истинными христианами. В дальнейшем по совету духовного отца он построил на месте явления иконы часовню, где и установил обретенную икону Покрова Пресвятой Богородицы. Вместе с ней в часовне хранилась еще икона Святителя Николая Чудотворца.

1 ноября 1873 года был открыт Шаптинский приход. 1 апреля 1874 года приступили к постройке однопрестольной на каменном фундаменте церкви и закончили строительство к осени того же года. Построенную небольшую по размеру церковь освятили 11 ноября 1874 года в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Со временем деревянная церковь, прослужившая верующим около сорока лет, обветшала, да и население прихода со времени его образования увеличилось до 1900 человек. Поэтому в 1882 году священник Алексей Галицкий обратился к епископу Вятскому и Слободскому Алексию с просьбой благословить проведение денежного сбора для возведения каменного храма. И получил благословение.

Проект трехпрестольного каменного храма к маю 1902 года выполнил известный Вятский губернский архитектор Иван Аполлонович Чарушин. Подряд на производство каменных работ взял Яков Щенников, мастер каменных дел, крестьянин из починка Щенниковского Яранского уезда. К осени 1911 года исполнил их «добросовестно и достаточно прочно», не сделав от проекта отступлений. Долго строился храма в небольшом приходе. Несколько лет собирали пожертвования на его строительство по всей епархии. В архитектурном плане храм напоминает формы русского зодчества XVII века. Внутренние помещения церкви перекрыты кирпичными сводами разных типов. Четырехярусный иконостас с резными колоннами и богатым орнаментом объединяет черты древнерусских традиций с пышными формами барокко. Настенная роспись в интерьере выполнена художником-иконописцем Иваном Филипповичем Селезневым. Об этом свидетельствует надпись на стене храма: «Живописная работа производилась в 1928 году, окончена в 1929 году. При настоятеле о. Василии Бессонове, церковном старосте Василии Александровиче Дубровине, при председательстве церковного совета Андрее Ефимовиче Одинцове мастером живописцем Иваном Филипповичем Селезневым». Роспись храма сделала в стиле торжества Новозаветной Церкви.

Освящение новоустроенного каменного храма и главного престола в нем «во имя Божией Матери, в честь иконы Ея Владимирская» приурочили к празднованию 100-летия победы русской армии над Наполеоном – 8 января 1913 года. В храме три придела: центральный освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, правый – в честь преподобного Серафима Саровского Чудотворца.

Храм входит в число 165 храмов, построенных по проекту знаменитого архитектора И. А. Чарушина. Сохранился в первоначальном виде.

Иван Аполлонович Чарушин

Иван Аполлонович Чарушин ( 8.03.1862 г. — 29.07.45 г.)

С сайта: http://shapta.cerkov.ru/ob-istorii-xrama/ (по материалам книги Владимира Васильевых
«Владимиро-Богородицкий приход села Шапта).